Евгения Сурнина
Конспект игрового занятия для детей подготовительной группы по теме «Семейный бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Сказка»
п. Магдагачи
Учебно-методическая разработка по обучению основам финансовой
грамотности для воспитанников 5-7 лет дошкольных образовательных
организаций
Тема: «Семейный бюджет»
(подготовительная к школе группа 6-7 лет)
Разработала: Воспитатель 1 квалификационной категории
Публикация «Конспект игрового занятия для детей подготовительной группы по теме „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Сурнина Евгения Александровна
Конспект игрового занятия для детей подготовительной группы по теме
«Семейный бюджет».
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Познакомить детей с составляющими семейного бюджета. Расширить словарный запас детей понятиями «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «доход», «расход» Воспитывать правильное отношение к деньгам. Заложить основы планирования семейного бюджета; развитие игровой деятельности.
Оборудование: ребус «семья», предметные картинки с изображением мебели, посуды, бытовой техники, игрушек, одежды, членов семьи, монеты, таблички с названиями островов, аудио запись «шум моря»,сундук, сигнальные карточки на каждого ребенка.
Форма проведения: Игра- путешествие.
Ход занятия.
Организационный момент.
-Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки, улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение, мы доброжелательны, здоровы и положительно настроены.
-Сегодня в нашу группу пришла телеграмма от нашего знакомого Гнома Эконома. Он приглашает нас отправиться в путешествие по островам в мир Экономики. Но это не простое путешествие, на каждом острове нас будут ждать интересные, а может и сложные задания, с которыми мы должны будем справиться.
-А на чем мы можем отправиться в путь? (на корабле).
-Давайте выберем капитана нашего корабля, а все остальные будут матросами.
-Итак, готовы? Тогда в путь! (звучит шум волн)
-Вот перед нами первый остров «Подумай и реши». Что это? (ребус) А кто знает как его решить? Что у нас получилось? (слово «семья»).
-Молодцы! Посмотрите, здесь лежит конверт, давайте откроем его и посмотрим, что там. (Буквы) Как вы думаете, какое слово мы должны выложить их этих букв? (семья). (Дети выполняют задание).
-Давайте вокруг этого слова расположим картинки, на которых изображены члены семьи, назовите их. Скажите, а семьи у всех одинаковые? (нет). (Воспитатель просит 2-3 ребят назвать из кого состоит их семья).
-Ну что же, на первом острове мы справились с заданием. Отправляемся на следующий остров.
-Дети, почему-то здесь нет названия острова. Но есть послание от жителей этого острова. Давайте прочитаем его.
-«Наш остров безымянный, но нам очень бы хотелось, чтобы вы помогли дать ему название. Для этого вы должны справиться с заданием, которое находится в сундуке».
-Капитан, открывай сундук!
-Что же в нем лежит? (Деньги)
-Скажите, а для чего нам нужны деньги? (покупать продукты, одежду, мебель)
-А откуда берутся деньги в вашей семье? (родители работают и в конце месяца получают заработную плату, дедушка с бабушкой получают пенсию, старший брат или сестра за хорошую учебу получают стипендию).
-А вы получаете деньги? (Нет) Почему? А чем вы занимаетесь?
-Кто знает, как называются деньги, заработанные всей семьей?
-Это семейный бюджет. Давайте все вместе произнесем.
- Ребята, все деньги, которые поступают в бюджет семьи, называют – доход.
-А что у нас еще лежит в сундуке? (разобранная пирамидка). Давайте мы ее соберем, и у нас получится схема семейного бюджета.
-Возьмите самую большую часть пирамиды. Как вы думаете, чей это будет доход? (родителей). А теперь составьте сами пирамиду до конца и объясните где, чей доход и почему вы так думаете?
А чей доход оказался самым большим?
(Воспитатель подводит детей к выводу, что основной доход – это заработные платы родителей).
-Вот мы и справились еще с одним заданием! Так какое название этому острову мы может дать? (Семейный бюджет)
-Отправляемся дальше! Третий остров называется «Поиграй-ка!»
- Давайте немного отдохнем. Я буду показывать движения, а вы повторяйте их за мной.
Раз, два, три, четыре, пять шаги на месте
Будем мы в бюджет играть!
Раз – зарплата папы, чуть-чуть присесть
Два – зарплата мамы, присесть ниже
Три – бабушкина пенсия, присесть ещё ниже
Четыре – братика стипендия, присесть ещё ниже
Ну а пять – ещё мал, присесть на корточки
Не имеет капитал, развести руки в стороны
Он, как только подрастёт – медленно подниматься
Будет приносить доход.
-Отдохнули, теперь в путь! Четвертый остров называется «Доходы и расходы»
-Что такое доходы мы с вами уже знаем. А что относится к расходам?
- Правильно, не одна семья не может обойтись без расходов, какие они бывают?
Дети: Основные и неосновные (Важные и не важные)
- Что относится к основным расходам?
(Плата за детский сад, за воду, за свет, на продукты, на одежду).
- Что относится к неосновным? (Ответы детей).
Ну а чтобы вы лучше запомнили эти два понятия, давайте все вместе поиграем в игру «Доходы и расходы семьи».
Я вам буду называть различные действие, если эти действия будут означать доход то вы должны поднять зеленый сигнал, если это будет расход- красный сигнал. (Дети берут сигнальные карточки)
- Мама получила зарплату
-Миша купил шоколадку
- Бабушка продала носки, которые сама связала.
- Дедушка купил внукам конфеты
- Брат получил стипендию
- Мама заплатила за электроэнергию
- Папа купил телевизор.
- Ну что ж, с этим задание вы тоже справились отлично!
-Пора плыть дальше! Впереди нас ждет остров «Потребности».
- А вы часто просите своих родителей купить то, что вам хочется?
(Ответы детей). А бывает так, что родители отказывают вам в этом? Почему?
- Конечно, родители не могут каждый день покупать то, что вам хочется. Ведь они в первую очередь расходуют свой бюджет на то, что действительно необходимо.
А сейчас мы с вами сами попробует распределить семейный бюджет при помощи игры : «Хочу и надо».
-На столе лежат карточки, на которых нарисованы разные потребности. Рядом с каждой потребностью стоит цифра, которая обозначает, сколько денег нужно потратить на ту или иную потребность. Вам надо распределить монетки по этим потребностям.
(дети выполняют задание, после чего поясняют, как они распорядились семейным бюджетом).
-Молодцы! Справились отлично!
- Это был наш последний остров. И нам пора возвращаться.
-Капитан держим курс на детский сад! (Звучит шум моря)
-А теперь прошу всех сойти на берег!
Итог:
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? На каких островах мы побывали? Что нового узнали? Какой остров вам понравился больше всего? Давайте скажем спасибо нашему другу Гному Эконому за такое прекрасное и поучительное путешествие.
Мне было очень приятно путешествовать с вами, вы были очень внимательными, сообразительными и находчивыми!
-А теперь возьмите листочки и карандаши и нарисуйте ваше настроение.
Источники информации.
1. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-7 лет (Центральный банк Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации).
2. blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/edinaya-semya-e. olnogo-vozrasta.html