Галина Воротникова
Конспект и самоанализ комплексного занятия в средней группе по познавательному развитию «Забота о маме. Ваза с цветами»
▼ Скачать +Заказ
Конспект комплексного занятия в средней группе по познавательному развитию «Забота о маме. Ваза с цветами».
Цель: Формировать любовь к самому родному человеку на Земле – маме, умение ценить материнскую заботу и любовь.
Задачи:
Учить описывать человека (маму).
Развивать образную речь, воображение, мышление.
Закрепить знания детей о традиции дарить подарки.
Учить создавать в рисунке сюжетную композицию из разных цветов по выбору: ромашки, тюльпаны, розы и др. ; вазы овальной формы.
Воспитывать стремление помогать маме, уважительное отношение ко всем женщинам.
Планируемые результаты: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением И. Мазина «Простое слово», Е. Благининой «Посидим в тишине»; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование вазы с цветами); интересуется играми, жизнью людей, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Предварительная работа: чтение рассказов, пение песен и стихотворений о маме; сюжетно – ролевые игры; рассматривание картин с цветами, мамами с детьми.
Материалы и оборудование: мяч, разнообразные картинки на тему: мамин день, цветы (розы, ромашки, колокольчики, хризантемы, тюльпаны и др.)картина : «Мальчик дарит цветы маме», «Ваза с желтыми тюльпанами» нарисованная воспитателем акварельными красками листы бумаги, карандаши, краски, кисти, салфетки.
Содержание организованной деятельности детей
Орг. Момент
Речевая игра- приветствие “Здравствуй!”
Здравствуй, Солнце золотое! Рисуют пальчиками – “солнышко”
Здравствуй, Небо голубое! Поднимают ладони вверх, руки прямые – “небо”
Здравствуй, вольный Ветерок! Покачивают поднятыми руками
Здравствуй, маленький Дубок! Опускают руки вниз
Здравствуй, Утро! Выполняют мягкий жест рукой вправо
Здравствуй, День! Выполняют мягкий жест рукой влево
Нам здороваться Прижимают руки к груди
Не лень! Разводят руки в стороны.
Воспитатель: Как приятно, как радостно со всеми здороваться:
Дети садятся на стульчики
Основная часть
Воспитатель. Ребята, сегодня я пришла на работу и увидела на пороге лежит письмо. Письмо пришло к нам от почтальона Печкина. Одна я не решилась его открыть. Давайте сделаем это вместе.
Воспитатель открывает конверт и говорит: «Ой! А здесь стихотворение, во послушайте: стихотворение Игоря Мазнина «Простое слово» :
На свете добрых слов немало,
Но всех добрее и нежней одно –
Из двух слогов простое слово «мама»,
И нету слов роднее, чем оно.
Воспитатель. Какое слово самое лучшее на свете? (Ответы детей.)
Дети - мама.
Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о мамах. Приближается праздник – Женский день, 8 Марта. Это праздник всех женщин: мам, бабушек, сестер.
Воспитатель. Где работают ваши мамы? (ответы детей)
В чем заключается работа каждой мамы? (ответы детей: делает уколы, воспитывает деток и т. д.)
Что делает мама дома? (стирает, готовит, моет полы, ходит в магазин и т. д.)
Мамы играют с вами в игры? В какие (настольные, играем в прятки, «Чего не стало?»
Воспитатель: А теперь и мы поиграем в игру «Назови маму ласково». (с мячом)
- Мама (мамочка, мамуля, матушка, красотуля).
- Когда мама обнимает, гладит, целует? Какая? (ласковая).
- Когда мама улыбается, смеётся? Какая? (веселая, счастливая).
- Когда дети проказничают, а мама не ругает? Какая? (добрая)
- А если маму вы любите, то она какая? (ласковая)
- А если мама много читает? Какая? (умная)
- А если мама много работает? Какая? (трудолюбивая)
- А если мама дома убирается, стирает? Какая? (чистоплотная).
-А если мама постирает бельё, гладит, то она какая? (аккуратная).
-А если мама о вас заботится, значит, она какая? (Заботливая.)
-А если мама вас любит, значит, она … (любящая).
-А если мама говорит вам добрые слова, гладит по головке, она какая? (Ласковая, добрая, нежная.)
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов мы с вами знаем.
Мамы весь день трудятся, заботятся о вас, поэтому и вам надо чаще радовать мам своим вниманием, заботой. Как это можно сделать?
(Ответы детей.)
Маме будет приятно, если вы спросите, как она себя чувствует, не устала ли за день, если вы поможете ей донести сумку. Помогайте маме по дому: накрывайте на стол, убирайте посуду после еды, игрушки после игры, кладите одежду на место.
Физкультминутка «Мама спит».
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу.
Я на пяточках хожу,
Маму я не разбужу.
Моих пяток слышен стук:
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут!
2. Слушание стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благининой.
Вопросы детям:
• Как девочка оберегает мамин сон?
• Что бы ей хотелось делать?
• Обязательно она должна так тихо сидеть?
• Чем она может заняться, чтоб не разбудить маму?
3. Рисование вазы с цветами.
Воспитатель: Ребята, мамам очень приятно, когда дочка или сыночек дарит ей подарок, сделанный своими руками. Какие подарки вы припасли мамам (Ответы детей)
Существует древняя традиция дарить женщинам цветы.
И чтобы у нас получилось сделать приятный подарок, нам поможет одна игра.
Закройте глаза. Мы отправляемся в волшебную страну Цветов и Подарков. Представьте себя цветочным Волшебником, у которого в саду растёт много цветов, они ароматно пахнут и он дарит их всем, кому какие нравятся! А теперь мысленно подарите мамам цветы. Они обрадовались? Да, девочки и все женщины очень любят цветы! Женщинам принято всегда дарить цветы! Откройте глаза и посмотрите, сколько картин с изображением разных цветов появилось на магнитной доске перед вами как по волшебству, какие они все красивые! Издавна на Руси девушки собирали лесные и полевые цветы, плели из них венки. Во времена королей и императоров составляли букеты, специально обученные мастера.
Пусть наши подарки сделают мам счастливее и радостней. Пусть они чувствуют вашу любовь, заботу и внимание.
Воспитатель предлагает сделать подарок для мам – нарисовать вазы с красивыми цветами, показывает приемы изображения разных цветов : ромашки, тюльпаны, розы и др. ; вазы овальной формы.
Физминутка «Цветочная».
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. – дети поднимают и опускают руки.
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой. – дети шагают на месте, высоко поднимая колени.
Да головкой покачай –
Утром солнышко встречай. – вращение головой.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка. – наклоны вправо и влево.
А теперь росой умойся,
Отряхни и успокойся. – встряхивание кистями рук.
Наконец готовы все
День встречай во всей красе. – дети садятся на свои мест
Воспитатель предлагает сделать подарок для мам – нарисовать вазы с красивыми цветами, показывает приемы изображения разных цветов : ромашки, тюльпаны, розы и др. ; вазы овальной формы.
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
Дети рисуют вазу цветными карандашами, раскрашивают красками.
4. Рефлексия.
- выставка работ.
- Ребята, скажите, пожалуйста, кому какая ваза с цветами понравилась больше всего? И почему?
Ребята, что сегодня на занятии вам понравилось больше всего?
-Вы запомнили, что нужно сделать, чтобы порадовать маму?
(ответы детей)
-Какие ласковые слова вы запомнили?
-Какие подарки можно дарить маме?
– разные ответы детей.
Воспитатель: Много красивых цветов мы сегодня нарисовали, наши дорогие мамочки порадуются такому подарку и такой заботе! Молодцы ребята!
Самоанализ занятия образовательной деятельности
по познавательному развитию в средней группе «Почемучки» от 03.03.22г. по теме
«Забота о маме. Ваза с цветами».
Воспитатель Воротникова Г. М.
Цель: Формировать любовь к самому родному человеку на Земле – маме, умение ценить материнскую заботу и любовь.
Задачи:
Учить описывать человека (маму).
Развивать образную речь, воображение, мышление.
Закрепить знания детей о традиции дарить подарки.
Учить создавать в рисунке сюжетную композицию из разных цветов по выбору: ромашки, тюльпаны, розы и др. ; вазы овальной формы.
Воспитывать стремление помогать маме, уважительное отношение ко всем женщинам.
Занятие проводилось в соответствие с планированием, сеткой занятий, режимом. Образовательная деятельность была организована в форме комплексного занятия. Образовательная деятельность состояла из 4-х взаимосвязанных между собой этапов: организационный этап, мотивационный этап, игровая деятельность (продуктивная деятельность, рефлексивный этап. В ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Программное содержание соответствует уровню возрастного развития детей и содержит различные виды детской деятельности (игровая, творческая, коммуникативная). Для реализации каждой задачи я подобрала методы и приёмы, которые помогли их решить. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть организованной образовательной деятельности направлена на решение определённых задач и предлагает выбор методов и приёмов, в которых я старалась закреплять знания детей о маме, о ласковых словах для мамы, о заботливом отношении к маме, о традициях – дарить подарки.
Были использованы следующие методы и включающие в себя систему приёмов:
• словесные (вопросы к детям, беседа, уточнение, похвала, художественное слово, стихотворения)
• наглядно-демонстрационный (показ картин с изображением разных цветов)
• практические (речевая игра «Здравствуйте!», физкультминутка «Мама спит», «Цветочная», пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность);
• игровые (выполнение заданий, взаимопомощь друг другу, игра «Назови маму ласково», игра – медитация «волшебная страна Цветов и Подарков»);
• а также методы контроля (анализ выполненных заданий);
• оценены результаты собственной деятельности.
В начале образовательной деятельности, с детьми был проведён организационный момент: Речевая игра - приветствие «Здравствуй!», направленная на развитие внимания, сосредоточения, коммуникативных качеств. На занятие внесла мотивацию сюрпризного момента: «Письмо от почтальона Печкина». Используя сюрпризный момент «Письмо от почтальона Печкина» заинтересовала детей предстоящей деятельностью и чётко определила цель, в постановке которой принимали участие и сами дети, они ответили, что самое главное слово на свете – это мама. Для поддержания интереса детей к получению информации мной была проведена игра «Назови маму ласково». Предлагая информацию детям, я учитывала возрастные особенности, их опыт и знания по данной теме. Старалась не допускать речевых ошибок.
Основная часть представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей. В ходе всей образовательной деятельности создавала игровые ситуации, по выполнению заданий, было задействовано всё пространство группы, изготовлен демонстрационный материал. Основная часть занятия состояла из беседы о мамах, вопросах, ответах. Беседе по прочитанному стихотворению.
В ходе занятия была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому. Во время беседы с детьми, старалась совершенствовать диалогическую речь, обращала внимание на то, чтобы все дети участвовали в беседе, правильно и понятно отвечали на вопросы, не перебивали друг друга.
Во время выполнения самостоятельных упражнений детьми, я старалась поддержать их похвалой, создавала ситуацию успеха и психологического комфорта, обращала внимание на осанку, на правильность выполнения упражнений.
Продуктивная деятельность проводилась сидя за столами, дети рисовали карандашами вазу с цветами и раскрашивали красками. Перед тем, как приступить к самостоятельной деятельности мною была предложена игра – медитация: путешествие в волшебную страну Цветов и Подарков. После просмотра картин с изображениями цветов, детям было предложено нарисовать вазу с цветами для мамы.
Итог занятия был проведён в форме беседы, где дети отвечали на вопросы, что особенно им сегодня на занятии понравилось больше всего? Как надо помогать мамочке? Что нужно сделать, чтобы порадовать маму? Была организована выставка детских работ.
В заключении закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.
(ответы детей)Какие ласковые слова вы запомнили? Какие подарки можно дарить маме?
Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 20 мин.
Я считаю, что при проведении занятия мне удалось занять партнёрскую позицию, установить эмоциональный контакт с детьми, реализовать поставленные цели и задачи.