Нина Голубева
Конспект и фотоотчет НОД по познавательному развитию в старшей группе «Тучка-путешественница»
▼ Скачать + Заказать документы
“Тучка — путешественница”
Задачи:
1. Расширять представление детей о мире природы.
2. Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах роли, в жизни человека и живых организмов; о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки).
3. Развивать представления детей о превращении воды в лед, льда в воду. Развивать представление о плавлении льда. Формировать действия “превращения”.
4. Познакомить с круговоротом воды в природе.
5. Развивать речь, мышление, любознательность.
Публикация «Конспект и фотоотчет НОД по познавательному развитию в старшей группе „Тучка-путешественница“» размещена в разделах
6. Воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу.
Методы:
1. Словесный, наглядный, игровой, исследовательский.
Материал для детей:
1. Кусочки льда в пластиковом стаканчике.
2. Альбомный лист, цветные карандаши, краски, ватные палочки,простой карандаш.
Предварительная работа:
1. Наблюдения на прогулке за небом, облаками, дождевыми тучами, дождем и снегом.
2. Сочинение рассказов, сказок на прогулке о путешествии ветра, облака, тучек, о капельке дождя.
3. Работа с родителями. Проведение опыта дома “Превращение воды в пар”. Рассказы детей и их выводы.
Ход.
Воспитатель:
— Ребята, прислушайтесь, что за шум вы слышите за окном? (Включаю запись шума дождя).
Дети:
— Шум дождя, дождик.
Воспитатель:
— Из чего состоит дождик?
Дети:
— Из капелек воды.
Воспитатель:
— Правильно, из маленьких водяных капелек.
— А где живут водяные капельки?
Дети:
— В тучках.
Воспитатель:
— А что такое тучка?
(Дети рассказывают стихотворение выученное ранее).
1. Тучи —
Это облака.
Только хмурые слегка.
2. Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы….
С милого севера в сторону южную.
(Воспитатель на фланелеграф выставляет изображение тучки и водяной капельки).
Ребята, давайте вместе придумаем рассказ про эту Тучку — путешественницу.
Начинаю рассказ:
“Жила была на небе маленькая, серебристая тучка. Подул однажды злой ветер и …”
(Выставляю на фланелеграф картинку с изображением сердитого Ветра).
Воспитатель:
— Что случилось с тучкой?
Дети:
— Ветер погнал бедную тучку с большой скоростью далеко—далеко на север.
Капелькам дождя в тучке становилось все холоднее и холоднее.
Они старались согреться, обнимая друг друга, но только превращались в льдинки.
И опускались на землю белыми пушистыми снежинками.
(На фланелеграфе переворачиваю капельку, она серебристого цвета. Предлагаю детям пройти на свои места за столы. На столе у каждого стоит стаканчик с кусочками льда).
Воспитатель:
— Дети потрогайте, пощупайте, что это у вас?
Дети:
— Это лёд.
Воспитатель:
— Какой лед на ощупь?
Дети:
— Холодный, твердый.
Воспитатель:
— Лед холодный, а ладошки у вас какие?
Дети:
— Теплые.
Воспитатель:
— Лед холодный, ладошки теплые. Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках?
Дети:
— Лед тает; лед капает; появляются лужицы воды на столе.
Воспитатель:
— Откуда взялась вода?
Дети:
— Изо льда получилась вода.
Воспитатель:
— А лед остался таким же, как и был?
Дети:
— Кусочки льда стали маленькими или их вообще не стало.
Воспитатель:
— Во что превращается лед под воздействием тепла?
Дети:
— Лед превращается в воду.
Воспитатель:
— Ребята посмотрите засияло яркое солнышко.
(Ставлю картинку с изображением солнышка на фланелеграф).
И Льдинка снова превратилась в Капельку. И хочет с вами поиграть.
(Дети выходят из—за столов).
Капелька (запись) :
— Я водяная капелька.
— Я очень вам нужна!
— Покапаю, покапаю — получится вода.
— А вы знаете, как я капаю?
Дети показывают:
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва — (медленные хлопки).
Кап, кап, кап (пальчиком по ладошке).
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять — (хлопки учащаются).
Кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем.
От дождя себя укроем.
(Дети поднимают руки, изображая зонтик, бегут на стульчики).
Воспитатель:
— Ребята, посмотрите, Капелька накапала целый тазик воды. Давайте её расмотрим:
— Какая вода в тазике?
Дети:
— Чистая.
Воспитатель:
— Какого цвета вода?
Дети:
— Прозрачная, у неё нет цвета.
(Из лейки отливаю воду в другую емкость).
Воспитатель:
— Что делает вода?
Дети:
— Льется, течет, переливается и т. д.
Воспитатель:
— Вода имеет запах?
Дети:
— Нет. Вода ничем не пахнет.
Воспитатель:
— Кому нужна вода?
Дети:
— Растениям, животным, человеку, птицам. Без воды все живое умрет.
Воспитатель:
— Но какая вода в море, океане, можно ли её пить?
Дети:
— Нет, она соленая, горькая.
— Ребята, во что превращается вода, если ее долго нагревать?
Дети:
— Она кипит, превращается в пар.
Воспитатель:
— Куда исчезает пар?
Дети:
— Пар поднимается к верху, охлаждается, собирается капельками.
Воспитатель:
— Чем они кажутся нам на высоком небе?
Дети:
— Облаками, серебристыми облачками.
Воспитатель:
— И тут за работу берется ветер, он разгоняет легкие облака во все стороны.
— Из туч капельки воды проливаются на землю в виде дождя, или замерзают и летят белыми снежинками.
— Ребята, как можно назвать одним словом дождь, снег, град?
Дети:
— Осадки.
Воспитатель:
— Освежит вода луга, леса, поля и начнет собираться капля за каплей в маленькие струйки. Струйки выбьются из—под земли в роднички и побегут капля по капле маленькими струйками, которые соберутся в ручейки.
— Ребята как вы думаете, ручейки сольются, побегут в месте и образуют, что!
Дети:
— Реки.
Воспитатель:
— Какая вода в речках?
Дети:
— Несоленая её можно пить, но только кипяченой, что бы не было микробов.
Воспитатель:
— Реки встречаются друг с другом, бегут, сливаются в одну большую, по которой плавают корабли, лодки, грузовые баржи.
— Назовите, какие реки вы знаете?
Дети:
— Волга, Москва река, Кунья.
Воспитатель:
— Как вы думаете, куда впадают реки?
Дети:
— В моря и океаны.
Воспитатель:
— Таких рек очень много на земле, они наполняют своими водами мировой океан, в который входят и реки, и озера, и болота, ручьи, родники, моря и океаны. Поэтому ребята льются вечно реки в моря и никак вылиться не могут, черпает вечно солнышко воду из морей и ни как вычерпать не может.
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру.
(Включаю запись шума дождя).
— Но для этого вам надо превратиться в маленькие капельки дождя. Я буду мамой — Тучкой, а вы мои детки — Капельки дождя.
Проводится подвижная игра “Ходят капельки по свету”.
После проведения игры дети проходят за свои столы и рисуют на тему: “Дождик так и льется, лужи у домов”.