Светлана Курдюкова
Конспект HОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Лексические игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Задачи:
Воспитательные:
-Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность на занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.
-Воспитывать контроль за правильностью своей речи и речи других;
Развивающие :
-Развивать умение подбирать антонимы; образовывать однокоренные слова; объяснять многозначные слова;
-Развивать связную речь, воображение.
-Развивать двигательную и познавательную активность;
Публикация «Конспект HОД по развитию речи в подготовительной группе на тему „Лексические игры и упражнения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные:
-Обучать детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;
-Познакомить детей с противоречиями окружающего мира;
-Совершенствовать умение использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
Оборудование и материалы: письмо, карта, мяч, картинки деревьев, сундук, ордена мудрецов красивой речи
Предварительная работа: разучивание физкультминутки, артикуляционной и дыхательной гимнастики, беседа о природных явлениях (дождь, огонь, снег, ветер)
Ход образовательной деятельности:
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся и настроимся на занятие!
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— Здравствуйте!
(дети садятся на места)
Воспитатель: Посмотрите, вот что сейчас я нашла на пороге нашей группы. Это письмо от смешариков. Давайте прочитаем
«Дорогие ребята, мы знаем, что вы веселые, умные, находчивые, поэтому приглашаем вас отправиться в морское путешествие на поиски сундука с сокровищами. А чтобы найти его, нужно следовать по карте, где вас ждут различные испытания. Если вы справитесь с ними, то найдёте сундук с орденами Мудрецов Красивой речи»
Воспитатель: Здесь приложена карта! Ну что отправляемся? (ответы детей) Тогда в путь!
II. Основная часть
Но сначала, нужно подготовить наши язычки.
Дети берут зеркала.
(Артикуляционная гимнастика)
Воспитатель: Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
Воспитатель: Вот наши язычки подготовлены к путешествию. Но, чтобы узнать, на чём мы с вами отправимся в путь, отгадайте загадку:
На суше он родился
А на волнах морских сгодился.
Дети: Корабль.
Воспитатель: Я буду вашим капитаном. Приглашаю вас на корабль. Мы отправляемся в плавание. И вот уже наш корабль плывет по волнам. Но на море полный штиль, и корабль плывет не очень быстро. Ребята, а как можно помочь нашему кораблю плыть быстрее?
Дети: Сделать ветерок.
Воспитатель: Помоги нам, ветерок, паруса надуй, дружок!
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.
И сделаем дыхательную гимнастику.
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик подгоняй.
Дети делают вдох и выдох по 3 раза.
Воспитатель: воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаем, выдох должен быть длительным, плавным. Молодцы ребята! Вы очень старались, и у вас получился сильный ветер.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Мы приплыли с вами на первый остров. На этом острове растут разные деревья. Надо вспомнить названия деревьев (на доске вывешиваются картинки деревьев)
А знаете ли вы, какие листья на этих деревьях?
Игра «Назови листок
На березе – березовые, на клене – кленовые»
На рябине – рябиновые, на дубе – дубовые,
На осине – осиновые, на тополе – тополиные,
На липе – липовые, на каштане – каштановые
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с этим заданием. Впереди «Остров лишних слов». Здесь смешарики оставили своё задание.
- лыжи – лыжник – булыжник – лыжница;
- мороз – сосулька – купальник – снеговик;
- лыжи – вьюга – снежинка – грибы;
- листопад – санки – пурга – метель;
- новогодняя ёлка – Январь – лёд – ландыши.
Воспитатель: Молодцы! Оправляемся дальше. Следующий остров многозначных слов.
Игра «Многозначные слова»
Воспитатель: Как вы думаете, что такое КОСА.
Дети: Это и прическа, и рабочий инструмент.
Воспитатель: Получается, что слово одно, а значений у него несколько. Такие слова называются многозначными. Таких слов много. Попробуйте объяснить значение слова КЛЮЧ.
Дети: Ключ от замка, ключ – родник.
Воспитатель: Объясните значение слова ЛИСТ.
Дети: Лист на дереве, лист книги.
Воспитатель: Объясните значение слова КРАН
Дети: Кран подъёмный, водопроводный кран.
Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним, как называются слова, у которых несколько значений?
Дети: Многозначные.
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. Отправляемся к следующему острову «Скажи наоборот». Давайте встанем в круг, я буду бросать мяч, называть слово, а вы слово с противоположным значением и возвращать мяч. Ну, что, готовы?
Мокрый – сухой.
Радостный – грустный.
Холодный – теплый.
Поздняя – ранняя.
Яркий – тусклый.
Низкий – высокий.
Сытый – голодный.
Редкий – частый.
Спелый – незрелый.
Начало – конец.
Длинный – короткий.
Тихий – громкий.
Высокий – низкий.
Умный – глупый.
Тяжелый – легкий.
Новый – старый.
Шумный – тихий.
Чистый – грязный.
Хороший – плохой.
Злой – добрый.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Поплывём дальше. Но, что я вижу! Это же крабы
Физкультминутка
(Дети выходят в центр зала и становятся в круг)
Ветер дует, задувает, Дети дуют.
Пальму в стороны качает, Раскачиваем руками в разные стороны, (крона пальмы).
Ветер дует, задувает, Дети дуют.
Пальму в стороны качает. Раскачиваем руками в разные стороны, (крона пальмы).
А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки.
И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Чайка над водой летает Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); «машем» ими в воздухе.
И за рыбками ныряет. Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.
А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки.
И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Под водой на глубине Поднимают руки вверх.
Крокодил лежит на дне И разводят их в стороны и обратно.
А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки
И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими
Воспитатель: Молодцы! Ну, снова в путь!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Мы прибыли на остров «Один – много»
Снежок - снежков.
Снеговик - снеговиков.
Метель - метелей.
Снежинка - снежинок.
Коньки - коньков.
Шапка - шапок.
Шуба - шуб.
Снегопад - снегопадов.
Льдинка - льдинок.
Мороз - морозов.
Воспитатель: Молодцы! Мы добрались до последнего острова «Хорошо - плохо». Я задаю тему обсуждения. Вы, передавая мяч по кругу, рассказываете, что, на ваш взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
(дождь, огонь, снег, ветер) Снег – это хорошо, потому что…
( Ответы детей: можно играть в снежки, лепить снеговика, снег укрывает землю и деревья от холода, снежинки красивые, можно кататься на лыжах, рыть ходы в сугробах, любоваться заснеженной природой)
Воспитатель: Снег – это плохо, потому что
( Ответы детей: трудно ходить по сугробам, снег налипает на одежду и она промокает, снег летит в глаза и трудно идти, снегопад заметает дорогу, снег холодный – можно заболеть, плохо птицам, для них нет корма, и многие улетают в теплые края; трудно с кормом приходится всем диким животным в лесах и т. д.)
Воспитатель: Дождь – это хорошо потому что…
( Ответы детей: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, всё быстрее начинает расти, весело лягушкам,
всё чистит и моет, можно бегать по лужам, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.
Воспитатель: Дождь - это плохо потому что…
( Ответы детей: намочит нас, бывает холодным, на дорожках грязь)
мама не разрешает гулять, можно простудиться)
Воспитатель: Ветер – это хорошо потому что:
( Ответы детей: можно запустить воздушного змея, перегоняет дождевые тучи)
Воспитатель: Ветер – это плохо потому что…
( Ответы детей: ломает деревья, из-за сильного ветра появляется шторм на море)
Воспитатель: Огонь - это хорошо потому что…
( Ответы детей: согревает людей, с помощью него люди готовят себе еду, огонь светит нам, когда темно)
Воспитатель: Огонь – это плохо потому что…
( Ответы детей: при неправильном обращении в быту (взрывы, пожары сооружений, ожоги)
Воспитатель: Ну вот, мы и добрались до заветного сундука, значит, мы все задания выполнили. Смешарики всем вам вручают медали за хорошую работу.
III. Заключительная часть занятия. Рефлексия
Воспитатель: Ребята вы сегодня отлично справились с заданиями! Я поздравляю вас с получением орденов.
Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня?
Скажите, трудные были задания?
А какое задание вам больше всего понравилось?
Спасибо вам за занятие!