Ходарева Мария Андреевна
«Звуки [Р]-[П], буквы «Р-Л». «Человек. Части тела» для детей с ТНР. Конспект группового логопедического занятия
Конспект группового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Звуки [р]-[л], буквы Р-Л»
для детей с ТНР подготовительной группы
Цель: расширение и активизация словаря по теме «Человек. Части тела».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Человек. Части тела»;
• расширение представлений о важности гигиены тела;
Публикация «„Звуки [Р]-[П], буквы „Р-Л“, „Человек, Части тела“ для детей с ТНР, Конспект группового логопедического занятия» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
• совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, употребление существительных множественного числа в форме именительного и родительного падежей);
• образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками;
• закрепление правильного произношения звуков [р] - [л];
• закрепление умения определять место звука в слове;
• закрепление знаний о буквах «Р», «Л».
Коррекционно-развивающие:
• развитие связной речи;
• развитие зрительного внимания и восприятия;
• развитие тонкой и общей моторики;
• развитие творческого воображения.
Воспитательные:
• формировать у детей чувство коллективизма, готовность прийти на помощь;
• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
• формировать навыки самостоятельности, активности.
Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки с изображением частей тела человека, цветные карандаши, раздаточный материал.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
- Ребята, чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить – вам нужно отгадать загадки.
У него есть две руки,
Они сильны, они ловки.
Все они умеют:
Рисуют, пишут, клеят. (Человек) Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
На ночь два оконца сами закрываются
А с восходом солнца сами открываются (глаза)
Твои помощники - взгляни-
Десяток дружных братцев.
Как славно жить. Когда они
Работы не боятся
И как хороший мальчик.
Послушный каждый….(пальчик). Всю жизнь ходят в обгонку,
а обогнать друг друга не могут (ноги)
- Вы уже догадались, о чём мы будем сегодня говорить? Правильно, мы будем говорить о частях тела.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Беседа о частях тела.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Назовите части тела человека. Назовите части головы и туловища (голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок; туловище: шея, плечи, живот, спина).
3. Упражнение «Подбери-ка».
- Ребята, сейчас я буду называть вам слова-действия, а вы подберите подходящую по смыслу часть тела.
Видят - …
Слышат - …
Работают - …
Бегают - …
Дышит - …
Жуют - …
Стоят - …
Машут - …
Трогают - …
Нюхает - …
Говорит - …
Пишут -
4. Физминутка.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Ножками топают, ручками хлопают.
Головками кивают и тихо приседают.
5. Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.
- Ребята, послушайте сказку и подберите подходящие по смыслу слова.
Жил – был Великан. У него был не нос, а … (носище, не глаза, а, не губы, а, не руки, а, не кулаки, а, не ноги, а (ножище). У Великана был не дом, а домище. А рядом стоял домик в котором жил Гномик. У него был не нос, а носик, не глаза, а глазки и т. д. Великан был громадный, Гномик – малюсенький. Но они весело жили и крепко дружили.
6. Упражнение «Подумай и ответь».
Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза)
Сколько ушей у двух мальчиков?
Сколько лап у двух курочек?
Сколько пальцев на двух руках?
Сколько лап у двух кошек?
7. «Сосчитай 1, 2, 5…»
- Ребята, сейчас я буду называть вам слово, а вы сосчитайте по примеру:
Один палец, два пальца, пять пальцев
Слова: рот, нога, рука, ухо, глаз, нос, щека, бровь, лоб.
8. Характеристика звуков [р], [л].
- Ребята, сейчас я назову слова, а вы скажите, какой первый звук вы слышите в этих словах (лодка, рыба, рука, луна).
Какой он, звук [р]? (согласный, твердый, звонкий.)
Расскажите о звуке [л]. (согласный, мягкий, звонкий)
9. Дифференциация звуков
- Сейчас я буду произносить звуки, слоги и слова. А вы, если услышите звук [р] – хлопните в ладоши, а если звук [л] – топните ножкой.
Р, л, м, н, л, р, п, р, ра, ла, са, рак, лак, мак, лук, пар.
10. Буквы «Р», «Л».
- Мы сегодня слушали и произносили звуки [р], [л]. Эти звуки обозначаются буквами «Р», «Л».
- На что похожа буква «Р»? «Л»?
11. Работа с раздаточным материалом.
III. Итог занятия.
- Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии? Какие звуки вспомнили? А какую букву?