Смирнова Наталия
Конспект НОД в средней группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад N5 “Теремок”
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению.
На тему: «Путешествие в зимний лес» для детей средней группы.
Воспитатель: Смирнова Наталия Борисовна
Тема нод «Путешествие в зимний лес»
Цель: обогащение и расширение знаний детей о жизни животных леса зимой.
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- развитие любознательности, мышления и творческих способностей детей;
- закрепление и расширение представлений детей об изменениях в жизни диких животных с наступлением зимы;
- закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе;
- закрепление обобщающих понятий “дикие животные”,”зимняя одежда”;
- закрепление детьми изготовлению поделок из природного материала;
- продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения : соединение частей при помощи пластилина.
Интеграция с образовательными областями:
“Социально-коммуникативное развитие”
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками эмоциональной отзывчивости.
“Речевое развитие”
-формирование словаря (название диких животных, птиц);
-обобщить и закрепить знания детей о жизни животных зимой;
-формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать;
-обогащать словарный запас (мышкует, логово);
-развивать речь детей с помощью загадок;
-формировать умение подбирать прилагательные к существительным;
-развитие связанной речи (диалогической и монологической форм речи).
«Художественно-эстетическое развитие»
-развитие мира природы;
- восприятие музыки, художественной литературы; - реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(конструктивной);
-закреплять навыки работы с природными материалами.
«Физическое развитие»
-развитие здоровьесберегающих технологий: физкультминутки (упражнения для снятия утомления, развитие мелкой моторики рук, гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика).
материал и оборудование:
Игрушки: белка заяц лиса мышка; презентация; обручи; карточки-модели (оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат); еловая шишка, веточка.
Предварительная работа: чтение литературы, беседа о повадках животных зимой, рассматривание картинок о жизни животных зимой.
Ход нод:
1 Организационный момент.
-Добрый день ребята. Вы любите путешествовать? Замечательно! А какое сейчас время года (зима). Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Как мы одеваемся, на зимнюю прогулку? Давайте одеваться!
Логоритмическое упражнение «Одеваемся на прогулку».
Очень холодно зимой (погладить себя по плечам)
Но мы пойдём гулять с тобой (шаги на месте)
Я надену шапку (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку, (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу, («завязываем» шарфик)
А потом красивые, тёплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки- рукавички на ручки натяну, (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки. (ноги поочерёдно выставляем на пяточку)
Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух (быстрое движение рук вниз)
-Вот, мы оделись потеплее и теперь можем отправляться в наше путешествие, где мы увидим, какие изменения произошли в зимнем лесу.
Дети становятся в полукруг около экрана, закрывают глаза, звучит волшебная музыка.
1 слайд
открывают глаза.
2-5 слайд (зимний лес)
-Вот мы и попали в зимний лес Давайте представим, что мы на лесной полянке. Садитесь на пенёчки. Посмотрите, какая красота вокруг!
Словесная игра «Скажи какой лес?» (Подобрать определения к слову лес- красивый, заснеженный, белый, холодный и т. д).
-Ой, ребята, послушайте, что за стук раздаётся в лесу.
6 слайд (дятел)
-Что это за птица, почему он стучит? (Дятел-лесная птица, ищет насекомых под корой деревьев.)
-Ну что же, вернёмся на нашу лесную полянку.
Ребята, мне кажется кто-то на дереве прячется.
Чтобы узнать кто это, надо загадку отгадать:
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
7слайд (белка на ветке)
-Где живёт белка?
-Чем питается?
-Где берёт еду? Почему белка легко находит шишку под снегом?
-Где она хранит свои запасы?
-Куда белка прячется в сильные морозы?
-Как белка выглядит зимой и летом?
Дидактическая игра «Сравни по описанию»
8 слайд (белочка зимой и летом)
-Осенью белочка линяет. Рыжая шёрстка выпадает, а на её месте вырастает новая-серая и тёплая. Цвет шёрстки она меняет для того, чтобы её трудно было заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А тёплая шёрстка защищает от зимних морозов. Заберётся белочка в дупло, укроется своим пушистым хвостиком и не страшны ей никакие морозы.
-Ребята, а давайте превратимся в белочек и разомнёмся на нашей полянке.
Физкультминутка «Белочка»
Зарядкой белочке не лень заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево, на сучке она присела.
Вправо спрыгнула потом, покружилась над дуплом.
Влево, вправо целый день, прыгать белочке не лень.
-Молодцы, продолжаем наше путешествие. Кого же мы ещё встретим в зимнем лесу? Слушайте загадку.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это? (Лиса)
9 слайд (лиса)
-Почему говорят: «Лиса-всему свету краса»
-К зиме у лисы тоже вырастает теплая шёрстка. Как вы думаете, она меняет свой цвет? Лиса зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она-хищник. Как называется жилище лисы? (Ответы детей) Лиса живёт в норе. Там спит, отдыхает, а затем охотиться начинает. Чем питается лиса зимой?
Рассказ воспитателя о том, как мышкует лиса.
10 слайд (лиса мышкует)
Конечно, главным лисьим кормом становятся мыши-полёвки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норках. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом подпрыгивает, громко ударяет всеми четырьмя лапами. А мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из своих нор. А лисичке только того и надо. Когда лиса охотиться на мышку, говорят, что она «мышкует». Что наша лиса делала сейчас? Правильно- «мышковала».
-Вы знаете, ребята, мне кажется, не зря хитрая лисичка прибежала к нам на полянку, наверное, добычу почуяла? Послушайте о ком эта загадка.
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от холода кора
11слайд (заяц в зимней шубке)
-Как заяц утепляет свою нору? (У зайца нет норы)
-Смотрите, и правда зайчик под кустом притаился, боится, что лиса его заметит. Что помогает зайцу быть незаметным для хищников?
-Ребята, зайцы меняют серую шёрстку на белую и тёплую.
-Зачем заяц меняет цвет шерсти? (Ответы детей) Чтобы прятаться от хищников: спрячется в сугробе, прижмёт уши, закроет глазки и сидит тихонечко, словно белый снежок.
-Как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму? (Ответы детей)
-Чем питается заяц зимой?
-Зайцы не делают запасы на зиму. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из- под снега достают корешки. Спит заяц под кустом. А если стоят сильные холода, роет в снегу глубокую нору.
Ну вот мы с вами и увидели, как и где живут звери в лесу. А хотите поиграть со зверятами в игру?
Подвижная игра с моделями «Кто, где живет».
Детям раздаются карточки-модели: оранжевый треугольник-лиса, серый круг- белка, белый квадрат-заяц.
Под музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки- дети занимают свои места в домиках (обруче) соответствующей фигуре. Повторить 2-3 раза.
-Ребята, я слышу к нам кто-то крадётся?
12 слайд (волк)
-Наверное тоже почуял зайца.
«Волка ноги кормят» - гласит народная пословица, потому что он бегает на большие расстояния. Охотятся волки в основном стаями, нападают не только на зайцев, но и на более крупных животных (лосей). Живет волк в норе, ещё её называют «волчье логово».
-Ребята, а давайте поможем зайке спастись от злых хищников. У меня есть волшебная снежинка, она поможет нашего зайку спрятать от зверей.
Гимнастика для глаз «Снежинка»
Закружились, завертелись
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей.
Лёгкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга.
Улеглись повсюду.
Заблистали, словно жемчуг, -
Все дивятся чуду.
Заискрились, засверкали
белые подружки.
-Ребята, а какое животное спит зимой?
-Медведь. А где он спит? (Ответы детей)
13 слайд (медведь в берлоге)
-Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить.
-Медведь делает запасы на зиму? (Ответы детей)
-А почему он не делает никаких запасов? (Ответы детей)
-Правильно. Он летом и осенью жир копил, много ел и много пил. У него одна работа-крепко спать и весны ждать.
Медведь большой, бурый, пушистый. Он животное всеядное. Съест любое животное, которое сумеет поймать. Есть растение: сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Когда мало еды ест и траву, и мох, и кору деревьев. Медведь – искусный рыболов. Зимой залегает спать в берлогу в чащу леса. Берлога – это глубокая яма в земле. В берлоге тепло.
- Устали, наверное, давайте отдохнем, поиграем еще в одну игру «кто чем питается в лесу». ( На столе лежат предметы: шишки, веточка, мышки). Нужные предметы дети относят животным.
14 слайд. (Кто чем питается в лесу)
Дети называют картинки соответствующим животным.
- Ребята мы так долго путешествовали по лесу, что не заметили, как в лесу наступил вечер.
15-17 слайд (вечерний лес).
- Посмотрите лес засыпает, становится тихо…
Как вы можете его описать (темный, мрачный, таинственный, дремучий).
Молодцы, ребята! Вам понравилось путешествие? Но пора возвращаться домой.
- Вы слышали, скрипнула дверь, пойду, посмотрю, что там.
- Посмотрите, кто-то нам оставил скорлупки от орехов?
- Кто это может быть? (белочка).
Наверное, у нее закончились запасы, а чем мы сможем ее угостить, если у нас есть скорлупа от орехов и желудь (грибок).
- А как мы сделаем его, что нам нужно сделать? (соединить скорлупу с желудем с помощью пластилина).
Сначала подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем пальчики считать,
Все такие нужные, крепки и дружные.
- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.
- Вот какие молодцы!
Теперь, ребята, наша белочка сможет пережить холодную зиму.
- Вам понравилось наше путешествие? Где вы были, кого вы встретили?
- А теперь нам надо возвращаться в нашу группу.