Сотникова Юлия
Конспект фронтальной НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ на тему «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: активизация, уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы», совершенствование грамматического строя речи (подбор прилагательных к существительным, образование сложных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с числительными от 1 до 5, развитие связной речи (составление предложений по картине).
Публикация «Конспект фронтальной НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ на тему „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие : развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, развивать координацию движений с речью, общую и мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Оборудование и материалы: музыкальный центр, аудиозаписи «Звуки зимнего леса», «Голоса птиц», предметные картинки с изображением зимующих птиц, корма, сюжетная картина «Кормушка», магнитная доска, «волшебный снежок», фигурка синички.
Место проведения: игровая комната группы №5.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, игровой, поощрение.
Форма проведения: групповая НОД.
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
-коммуникация:развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи);
-социализация (развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми); -познание (закрепление учебных навыков и понятий);
-физическое развитие (выполнение пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, подвижной игры с речевым сопровождением).
Тип НОД: коррекционно – развивающее занятие.
Форма проведения НОД: игровая.
Форма организации: групповая.
Ход НОД
I. Организационный момент
Дети заходят в группу под звуки зимнего леса.
-Ребята, что мы с вами услышали? (Как дует ветер, воет метель).
-Посмотрите за окно. Какое сейчас время года? (Зима)
1. Упражнение «Метель».
Дети выполняют движения соответственно тексту:
Ух ты, зимушка-зима, закружила, замела
Все дорожки, все пути — ни проехать, ни пройти.
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
-Вот мы и прибежали в лес. А вокруг лежит снег. И ко мне прилетел «волшебный снежок».
2. Игра «Назови признак»
Снег (какой) — белый, пушистый, мягкий, лёгкий, липкий мокрый, рыхлый, чистый и др. (Дети подбирают определения.)
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
II. Сообщение темы занятия
-Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.) Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)
-Ребята, кажется я вижу какую-то птичку. Вот и первый сюрприз нам зима приготовила. Отгадайте, что это за гостья к нам прилетела?
Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это (Синичка)
Логопед демонстрирует фигурку синички на веточке.
-Отгадайте другие загадки.
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
Логопед выставляет на доске картинки с изображением зимующих птиц.
-Как назвать их одним словом? (Птицы)
-Почему эти птицы не поют в лесу?
-А куда они улетели? (Поближе к человеку)
-А зачем? (Человек их кормит.)
-Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это какие птицы? (Зимующие.)
-Сегодня мы поговорим о зимующих птицах.
III. Изучение темы
1.«Скажи: какая? какой?»
-Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
-Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска, оперенье)
-Если у птицы белый бок, она какая? (Белобокая.)
-Какую птицу называют белобокой? (Белобокая сорока.)
-У птички жёлтая грудка, она какая?
-Какую птичку называют желтогрудой?
-Если у птички красная грудка, она какая? Какую птицу называют красногрудой?
-Если у птицы толстый клюв, она какая?
-Какую птицу называют толстоклювой?
-Если у птицы короткий клюв, она какая?
-Какую птицу называют короткоклювой? И т. д.
2. «Кто как голос подаёт?»
Звучит аудиозапись «Голоса птиц»
-Что вы услышали, ребята? (Голоса птиц)
-Синичка-тенькает, а ворона — каркает, сорока — стрекочет, воробей — чирикает, голубь — воркует, сова-ухает.
3. Игра «Назови ласково» с мячом
-А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.
птица – птичка
синица – синичка
воробей – воробышек – воробьишко
снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
голубь – голубка, голубок
галка – галочка
-Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.
Физкультминутка «Снегири»
-Холодно птичкам зимой. Вот и наша синичка закуталась шарфиком. Давайте и мы с вами превратимся в птичек и погреемся.
Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту:
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири,
Распушили перышки,
Греются на солнышке,
Головой вертят, улететь хотят.
Кыш-кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
IV. Закрепление знаний по теме
1. Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".
-Не сидится нашей гостье на месте. Проследите глазками, куда она полетела.
По заданию логопеда дети следят глазами, не поворачивая головы, за фигуркой синички
2. «Веселый счет»
На доске сюжетная картина «Кормушка»
-А прилетела наша синичка к кормушке. А вместе с ней слетелись и другие птицы. Как много к нам птиц прилетело! Давайте их посчитаем. (Дети считают птиц.) Всех птичек пересчитали. Как вы думаете, птицы умеют разговаривать?
3. «Кого чем угостим?»
На доске картинки с изображением птиц и птичьего корма.
- Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц.
-Ребята, а кормушка-то совсем пустая. Давайте птичек покормим! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы? (Полные ответы детей.)
-Птички говорят вам спасибо за угощение.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают
Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику.)
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)
4. Составление предложений по картине
– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
– Как называется домик с кормом для птиц?
– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
– Какие птицы прилетели к кормушке?
– Сколько птиц прилетело?
– Что едят синички?
– Какие птицы улетают?
– Почему нужно помогать птицам зимой?
V. Итог занятия.
-Ребята нашей желтогрудой гостье очень понравилось у нас в саду. А вам понравилось на занятии?
-Почему нужно помогать зимующим птицам?
-Синичке пора лететь, но она приготовила для вас подарки, чтобы вы не забывали зимой о наших пернатых друзьях.
Логопед оценивает деятельность детей и вручает сувениры в виде птичек.