Анжелика Алесенкова
Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Посуда»
Цель:
• Уточнение и расширение словаря существительных и прилагательных по теме «Посуда»;
• Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• Употребление существительных в Винительном, Творительном и Предложных падежах единственного числа; употребление существительных множественного числа множественного числа;
• Согласование существительных с числительными;
• Умение группировать предметы по названному признаку, выделять и называть части посуды;
Публикация «Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Добиваться понимания и использования в речи предлогов;
• Закреплять обобщающие понятия;
• Развитие зрительного восприятия и слухового внимания.
Оборудование: картинки с изображением различных предметов посуды; картинка с изображением 5 предметов посуды; предметные картинки, разрезанные на части (на каждого ребенка индивидуально, двусторонний мольберт; карточки с изображением предметов посуды без отдельных деталей; стол, чайный сервиз (натуральный); игрушка – персонаж телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» - Хрюша.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Сегодня у нас в гостях наш друг - Хрюша.
Поприветствуйте его разными вежливыми словами. («Здравствуй! Доброе утро! Добро пожаловать! Привет! Рады тебя видеть.»)
Хрюша будет с нами играть и предлагать разные задания.
Дети рассаживаются за столы, которые стоят полукругом.
II. Основная часть.
1. Хрюша будет говорить слова, а вы - другое слово, которое подходит.
Яблоко – фрукт, чашка- …посуда
Свекла – овощ, а блюдо –
Береза – дерево, в чайник –
Черника – ягода, а сковорода –
Пальто – одежда, а бидон –
Девочка – человек, а терка -
(Логопед выставляет предметы посуды на доску по ходу ответов детей)
Как назвать все одним словом? (посуда)
Сегодня мы будем говорить о посуде.
2. Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Продолжим играть в слова.
Хрюша будет говорить вам простые слова, а вы превращайте их в ласковые.
Красная тарелка – красненькая тарелочка. Зеленые кастрюли -
Красный чайник – зеленая миска –
Красное блюдце – зеленый кувшин -
Красные чашки – зеленое ведро -
3. Употребление существительных множ. числа, Родит. Падежа.
Согласование существительных с числительными.
На кухне у Хрюши тоже много посуды. Вот она посмотрите на розовом листочке.
Что есть у Хрюши? (кастрюли, ведра, сковородки, миски, шумовки, ковшики)
Чего много у Хрюши? (кастрюль, сковородок, ковшиков, мисок, шумовок, ведер)
Сколько кастрюль у Хрюши? (одна кастрюля, две кастрюли, три кастрюли, четыре кастрюли, пять кастрюль)
(считаем миски, ведра)
4. Сейчас поиграем в игру «Изобрази посуду».
Проводится игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.
(дети встают за стульчиками)
Вот большой стеклянный чайник Дети надувают животик.
Очень важный, как начальник! Ставят одну руку на пояс,
Другую изгибают, как носик.
Вот фарфоровые чашки:
Очень хрупкие бедняжки! Приседают, одна рука на поясе.
Вот серебряные ложки: Потягиваются, руки вверху смыкаются
Голова на тонкой ножке. над головой.
Вот пластмассовый поднос: Наклоняются вперед, руки, как с
Он посуду нам принес! подносом, тоже вытягиваются вперед.
5. Употребление падежных конструкций существительных
Хрюше подарили много посуды, а Хрюша не знает, как ее использовать. Расскажите Хрюше.
Сахар кладут (куда…. в сахарницу
Сухари кладут (куда….в сухарницу
Селедку кладут (куда) …. в селедочницу
Конфеты кладут (куда) ….в конфетницу
Масло кладут (куда…. в масленку
Салат кладут (куда… в салатник
Молоко наливают (куда….в молочник
Хлеб хранят (в чем…. в хлебнице
Суп подают (в чем…. в супнице
Салфетки хранят (в чем…в. салфетнице
Перец хранят (в чем….в перечнице
Кофе заваривают (в чем…. в кофейнике
Соль хранят (в чем…. в солонке
5. Складывание целого из частей.
Играли Хрюша со Степашкой в «Жмурки» и раскололи много посуды.
Поможем ее склеить, чтобы они не расстраивались.
(дети за столами собирают каждый свою картинку)
6. Классификация по признаку.
Поможем Хрюше расставить посуду в шкаф по своим местам.
На верхнюю полку поставим стеклянную посуду
(выходят дети, у которых стеклянная посуда)
Витя, у тебя какой стакан? И т. п.
Ниже поставим фарфоровую посуду (работа с детьми повторяется)
На самую нижнюю полку - металлическую посуду (работа с детьми повторяется)
Уточнения:
Какая посуда на верхней полке?
Какая посуда на нижней полке?
А это какая посуда?
Вот теперь у Хрюши порядок. Посмотрите, даже в ладоши захлопал.
7. Закрепление частей посуды; многозначность слов.
А теперь давайте расскажем…
Какие части есть у всех предметов посуды? (дно и стенки)
Какие части есть у чайника? (ручка, носик, крышка)
У одних предметов посуды одна ручка, (кувшин)
У других – две. (кастрюля)
Бывает посуда вообще без ручек (тарелка).
Вот на эту картинку посмотрите. (показ на мольберте)
У того, кто здесь нарисован, есть части, которые называются одинаково.
Какие части и у девочки, и у кувшина, и у чайника, и у ёжика называются одинаково? (носик)
Что есть у девочки и у кувшина? (носик и горлышко)
Назовите ещё посуду, у которой есть носик (молочник, сливочник, соусник)
Вспомните предметы, у которых есть горлышко (бутылка, флакон, пузырек)
9. Развитие пальчиковой моторики
Хрюша нарисовал посуду, но у нее не хватает деталей. Исправьте его ошибки.
(дети дорисовывают недостающие детали посуды и отвечают на вопрос «С чем твоя посуда?» с носиком, с ручкой и т. д.)
10. Употребление предлогов; закрепление новых слов; обобщение по признаку.
Хрюша пригласил Степашку на чай. Поможем ему накрывать стол.
Что нужно для того, чтобы пить чай? (чашка)
Поставь, Витя, чашку для Хрюши, а ты, Настя, - для Степашки.
Виталик, под чашки поставь блюдца. Куда поставил блюдца?
Саша, на блюдца положи ложки. Куда положил ложки?
Ложки нужны, чтобы сахар размешивать в чашке. Как назовем такую ложку? (чайная)
Как называются наши ложки? (чайные)
Как называется посуда для конфет (ко всем детям? - (конфетница). Ваня, поставь конфетницу на стол.
Теперь поставим посуду для сахара. Как она называется, Настя? (сахарница). Поставь сахарницу на стол. (Выполняет действие.)
Около сахарницы поставим заварочный чайник (выполняет логопед).
На столе у нас сервиз для чая. Какой сервиз? (чайный сервиз)
Сейчас мы сервировали стол к чаю. Что мы делали? (индивидуальные и хоровые ответы)
III. Итог занятия.
Сегодня мы узнали много нового о посуде и даже научились ее сервировать.