Елена Абашина
Конспект фронтального логопедического занятия в средней группе «Цветущие комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия «Комнатные растения - фиалка» в средней группе
Цель: Создание условий для пополнения словарного запаса.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в средней группе „Цветущие комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Средняя группа
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- закрепление и расширение представлений о комнатном растении - фиалке, его внешнем виде, особенностях ухода за ним;
- расширение и активизация словаря по теме (растение, стебель, лист, цветок, корень, фиалка; ухаживать, поливать, смахивать пыль; красивый, зеленый, сочный, опушенный, короткий, нежный, белый, розовый, фиолетовый);
- обучение составлению рассказа-описания о фиалке по данному плану;
- совершенствование грамматического строя речи.
коррекционно-развивающие:
- развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
коррекционно-воспитательные:
- формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности;
- воспитание заботливого отношения к комнатным-растениям.
Оборудование: зеркала, растение – фиалка.
Ход занятия
1. Орг. момент:
Логопед : Чтобы узнать, о чем мы с вами будем сегодня говорить, отгадайте загадку: «Дышит, растет, а ходить не может».
Дети: Растение.
Логопед : Верно, сегодня мы поговорим о комнатном растении – фиалке (выставляет горшок с цветущей фиалкой). Но сначала, нам нужно сделать артикуляционную гимнастику.
2. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики)
Упражнения для щёк и губ
1. Чередование упражнений «Улыбка» - «Хоботок» (5раз);
2. Чередование упражнений: надуть щёки-втянуть щёки (5раз);
3. «Белочка грызёт орешки» - улыбнуться и постучать передними зубками
Упражнения для языка
1. «Язычок в чащобе» - протиснуть язык сквозь полусомкнутые зубы (3 раза);
Губы в улыбке. Медленно высовывая язык покусывать его по всей поверхности;
2. «Вкусное варенье» - облизать губы вкруговую;
3. «Почистить зубки» : нижние-сверху вниз, из стороны в сторону, верхние-из стороны в сторону.
3. Беседа. (Развитие диалогической речи. Уточнение представлений о комнатном растении – фиалке.)
Логопед : Молодцы, ребята. Размяли язычки, а теперь скажите, вы узнали это растение?
Дети: Это фиалка!
Логопед : Правильно, это – фиалка. Фиалка – это цветущее комнатное растение. Посмотрите, какие цветы у фиалки?
Дети: Красивые, нежные.
Логопед : А какие они по цвету?
Дети: Розовые.
Логопед : Какая у цветка серединка?
Дети: Желтая.
Логопед : Правильно, у нашей фиалки розовые цветки с желтыми серединками. А какие ещё могут быть фиалки?
Дети: Красные, фиолетовые, белые.
Логопед : Что есть еще у фиалки?
Дети: Листья, стебель.
Логопед : Какие листья у фиалки?
Дети: Зеленые, сочные, опушенные.
Логопед : Какие стебли у фиалки?
Дети: Короткие.
Логопед : Чтобы растения так красиво цвели, мы с вами за ними ухаживали. Давайте вспомним, как это нужно делать?
Дети: Поливать водой из лейки. С листьев смахивать пыль.
Логопед : Что у фиалки находится в земле?
Дети: Корни.
Логопед : Корни растений должны дышать, а для этого мы должны рыхлить землю острой палочкой. Итак, как нужно ухаживать за фиалкой, чтобы она так красиво цвела?
Дети: Нужно поливать, смахивать пыль, рыхлить землю.
Логопед : Где живет наша фиалка?
Дети: В горшке.
Логопед : Какого он цвета?
Дети: Коричневого цвета.
4. Упражнение на развитие речевого дыхания.
Логопед : Давайте понюхаем нашу фиалку вот так…
Медленно втянуть воздух через нос. Потом задержать дыхание и на выдохе сказать: «Как вкусно пахнут цветы!» Сначала логопед показывает упражнение сам, а потом под контролем дети выполняют упражнение самостоятельно.
5. Подвижная игра «На окне в горшочках» (Развитие общей моторики, координации речи с движением.)
Логопед : А теперь давайте поиграем.
На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг.
Поднялись цветочки. Медленно встают.
К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.
В солнышке утонут.
6. Пальчиковое упражнение «Цветы»
Логопед : Наши пальчики тоже хотят поиграть. Поиграем с ними?
Наши нежные цветки Руки в вертикальном положении.
Распускают лепестки Развести пальцы рук.
Ветерок чуть дышит, Ритмичные движения пальцев рук.
Лепестки колышит.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки. Соединить пальцы вместе.
Тихо засыпают, Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.
Головой качают.
7. Назови части растения ласково.
Логопед : Ребята, а какие части есть у фиалки?
Дети: Корень, стебель, листья, цветы.
Логопед : Давайте назовём их ласково.
Корень – корешок;
Стебель – стебелёк;
Лист – листочек;
Цветок – цветочек.
8. «Один – много»
Лист – листья
Корень – корни
Стебель – стебли
Цветок - цветы
9. Составление рассказа-описания о фиалке по данному плану:
Логопед вновь обращает внимание детей к горшку с фиалкой: А теперь давайте попробуем рассказать о фиалке. Назовите растение. Расскажите, какое оно. Опишите его листья и цветы. Расскажите, в каком горшке оно растет.
Это фиалка. Она красивая, нежная. У нее зеленые листья и розовые цветы. Фиалка растет в коричневом горшке.
Затем рассказ повторяют дети. Детям с более высоким уровнем речевого развития можно предложить закончить рассказ предложением о том, как нужно ухаживать за фиалкой. Если детям сложно составить рассказ по плану, предложенному логопедом, можно предложить им повторить рассказ логопеда.
10. Итог занятия : оценка работы детей.
Логопед предлагает вспомнить, чем они занимались на занятии.
Дети: Мы составляли рассказ о фиалке.
Логопед : Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы!
Учитель-логопед Абашина Е. В.
МБДОУ № 10, Детский сад “ЛАЗОРИК”
г. Донецк