Рубинова Елена Борисовна
Конспект досуга с родителями «Воздействие малых форм фольклора на развитие детей» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Воздействие малых форм фольклора на развитие детей»
Цель: расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.
Задачи:
Публикация «Конспект досуга с родителями „Воздействие малых форм фольклора на развитие детей“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений.
2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.
3. Показать родителям разнообразные приёмы работы с малыми фольклорными формами.
Образовательная область: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, социализация.
Под русскую народную мелодию «Полянка» в зал заходит Хозяюшка.
Хозяюшка: Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем,
он на блюде расписном с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.
(гости проходят в горницу)
Хозяюшка:
Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!
Проходите, будьте как дома!
У нас для каждого найдётся и местечко и словечко!
Редкий гость никогда не в тягость!
Красному гостю – красное место!
Гостю почёт, хозяйке – честь!
Давно мы вас ждём – поджидаем, собрание без вас не начинаем!
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
(гости садятся на стульчики, расставленные в форме круга)
Хозяюшка:
На завалинках, в светёлке иль на брёвнышках каких
собираем посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –
говорили, песни пели и водили хоровод.
А играли как в горелки!
Ах, горелки хороши! Словом эти посиделки были праздником души!
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир, нынче все мы по «сусекам» личных дач или квартир. Наш досуг порою мелок : и, чего там говорить, скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!
Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком, да поговорим ладком и предлагаем вам размышление на такую простую и сложную тему: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребёнка». И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, дорогие родители! Итак, что же мы вкладываем в это понятие: «Устное творчество»? Как вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители высказывают своё мнение) Какие жанры устного творчества вы знаете? Применяете ли вы народный фольклор в работе с детьми дома? Если да, то какие жанры? Когда и как?
Дискуссия.
В зал входит Бабушка-Забавушка:
Домом жить - не лукошко шить!
Домом жить – не развеся уши ходить!
Домом жить – обо всём тужить.
Дом вести – не лапти плести!
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду: она приберёт, она позовёт.
Одним одна за всех отвечает!
- Здравствуйте, люди добрые! (поклон)
В гости к вам пришла я – Бабушка-Забавушка. Зашла на огонёчек, думаю, посижу часок, людей послушаю, хоть слово сказать – не пятак подарить. Да, чем богаты, тому и радуемся. Я краем уха услыхала, о чём у вас тут речь шла. Я вам что скажу: устное народное творчество с незапамятных времён бытует в среде детей, оказывая благотворное влияние на ребёнка, многие произведения народного творчества специально создавались для детей. Из многочисленных жанров народного творчества в детский фольклор вошли многие песни, сказки, а также загадки, пословицы, поговорки, считалки, дразнилки.
Песня входит в жизнь ребёнка с колыбели, а позднее игры и занятия, труд и отдых сопровождаются песней.
Ни одна игра детей не обходится без считалки. Загадки, поговорки, дразнилки, пословицы широко распространены в повседневном быту детей.
Особой популярностью у детей пользуется сказка. В сказке, как в игре, возможно всё. В народной сказке всегда побеждает правда, добро, а зло наказывается.
Во поле во долинушке выросла калинушка.
Взрослые в поле пришли, хороводы завели.
Издавна водили на Руси хороводы. Гармошка заиграет, глаза засияют, щёки запылают – и в круг! Давайте и мы с вами заведём хоровод
Хоровод «Ходит Ваня» (или любой другой по выбору)
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песню. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
«Ходит Ваня, ходит Ваня посреди кружочка, посреди кружочка,
Ищет Ваня, ищет Ваня для себя дружочка, для себя дружочка.
Нашёл Ваня для себя дружочка, для себя дружочка,
Нашёл Ваня для себя дружочка, для себя дружочка!»
(дети и воспитатель становятся в круг, выбирают водящего, т. е. считаются)
«Шёл баран по крутым горам, вырвал травку, положил на лавку,
кто травку возьмёт, тот водить пойдёт».
(воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают слова, один ребё нок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: «Нашёл Ваня для себя дружочка». Стоя в кругу, они танцуют, используя элементы русской народной пляски, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет водящего, игра продолжается)
Бабушка-Забавушка:
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи пословицу».
(родители и дети по очереди достают из корзинки клубочки. Воспитатель зачитывает первую половинку пословицы, а родители
и дети - говорят вторую часть пословицы – заканчивают её.)
1. Труд человека кормит (а лень портит)
2. Кто много говорит…. (тот мало делает)
3. Повторение…. (мать учения)
4. Сделал дело…. (гуляй смело)
5. Ученье свет…. (а не ученье – тьма)
6. Делу время… (потехе - час)
7. Любишь кататься… (люби и саночки возить)
8. За 2-мя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь)
9. Семеро одного (не ждут)
10. Когда я ем….(я глух и нем)
11. Один за всех (все за одного)
12. Слово – не воробей… (вылетит – не поймаешь)
13. Старый друг…. (лучше новых двух)
14. Тише едешь… (дальше будешь)
Бабушка-Забавушка:
Сейчас мы с вами поговорим о пантомиме. Что же это такое? Есть игры, где требуется искусство артиста, умение на время превратиться в Зайца, Волка, Медведя. Такие игры напоминают театральное зрелище. Вот сейчас наши родители покажут такого рода игру без слов – пантомиму. (родители из корзинки достают любую потешку, и без слов показывают героя, а дети его отгадывают)
1. Петя, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шёлкова бородушка, что ты рано встаёшь, голосисто поёшь, Ване спать не даёшь?
2. Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба, чёрного и белого, только не горелого.
3. Мишка полосатый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт. Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб, мишка рассердился и ногою топ.
4. Ой, люли, люли, прилетели гули, ох, улетели, на голову сели.
Хозяюшка:
В мире много сказок, грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них.
Я предлагаю родителям поиграть в игру «Расскажи сказку» (инсценировка сказки «Репка» родителями)
Сказка «Репка»
Хозяюшка:
«Туесок скороговорок» - туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей. (дети и взрослые по очереди быстро произносят скороговорки)
Скороговорки для взрослых:
1. Выдра в ведро от выдры нырнула,
Выдра в ведре с водой утонула.
2. В недрах тундры выдры в гетрах, тырят в вёдра ядра кедров!
Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедров.
Вытру гетрой выдре морду, ядра в вёдра, выдру в тундру!
3. На опушке в избушке живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко, в каждом лукошке кошка, кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
4. Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!
Для детей :
1. Палкой Саша шишки сшибает.
2. Все бобры добры.
3. У ёлки иголки колки.
4. Хорош пирожок, внутри творожок.
5. По бревну бобры бредут.
6. Петя пилил пилой пень.
Бабушка-Забавушка:
Смотрят доверчиво в мир неизведанный глазки, как два уголька, песню тебе я пою колыбельную тихо под шум ветерка.
Наши дети знают много колыбельных песен, и сейчас одну из них они исполнят для вас. (дети берут своих кукол, мягкие игрушки в руки, усаживаются на ковёр, покачивая их, поют колыбельную песню «Спи, моя радость, усни»)
Песня «Спи, моя радость, усни»
Бабушка-Загадушка:
А сейчас мы послушаем колыбельные в исполнении наших мам.
Мамы исполняют колыбельные своим детям.
Бабушка – Загадушка:
Как у нашего соседа весела была беседа, гуси в гусли, утки в дудки, чечётки в трещотки, чайки в балалайки, играют, играют – всех потешают.
И взрослые, и дети любят играть и знают много игр. А что такое игра? Это состязание в ловкости, быстроте, находчивости и сноровке, но не только! Есть игры, где нужно уметь петь, танцевать, и даже исполнять роли. До наших дней дошли игры, в которые играли ещё ваши бабушки и дедушки.
Игра «Карусель» (с ленточками)
(В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Дети держатся за ленточки. Начинают медленно движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле закрутились карусели.
(идут чётким шагом по кругу)
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
(лёгкий бег по кругу)
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
(дети замедляют бег, останавливаются)
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
(опускают ленточки)
Затем дети бегут по кругу под рус. нар. мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Игра продолжается. Играют вначале дети, затем приглашаются родители.
Хозяюшка:
Стала Хозяюшка гостей созывать и за стол сажать:
И Елена Юрьевна приди,
И Алла Петровна приди,
И т. д. …
Стала Хозяюшка гостей угощать:
Наталье Петровне блин,
Марье Ивановне блин,
И т. д. …
Сегодня пироги да блины у нас за столом горячие да румяные, душистые да масляные! Угощайтесь на здоровье!
«С чая лихо не бывает!» - так в народе говорят. Чай - здоровье, всякий знает, пей хоть 5 часов подряд.
Чаепитие у самовара
Спасибо всем за приятно проведённый вечер. Выходя отсюда помните, что мы стали ещё ближе друг к другу и к своему ребёнку. Он будет гордиться вами ещё больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла вам понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной теме.