Наталья Николаенко
Сценарий досуга для детей 5–7 лет «Масленица»
Цель: формирование основ духовности личности на основе народной культуры.
Задачи: воспитание патриотических и духовно – нравственных качеств у детей старшего возраста через знакомство с традициями, обычаями, обрядами православных праздников, русским народным фольклором.
Ход.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Ведущая – Ребята, знакомы ли вы с таким праздником – Масленица?
В конце февраля или начале марта отмечается народный праздник – Масленица.
Масленица – это озорное, с шутками и развлечениями, веселое прощание с зимой и встреча весны. Люди издавна воспринимали весну, как начало новой жизни, ведь с приходом весны всё в природе оживает, и почитали солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца пекли блины. Люди верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и его очень большой силы.
Масленица длится целую неделю, и каждый день масленичной недели имеет свое название и свои традиции и действия. Например, понедельник – это встреча, то есть люди подготавливались к веселому гулянью. А с четверга Масленица разворачивалась во всю ширь. Не случайно Масленицу называют «широкая масленица». Народ придавался всевозможным развлечениям: катались с ледяных гор, играли в снежки, строили снежные крепости, катались на качелях, лошадях, устраивали карнавалы, шумные гулянья.
Последний день Масленицы называют «Прощеное воскресенье».
В этот день сжигают чучело Масленицы – большую куклу из соломы, которую наряжают в старый сарафан. Считается, что с огнем уходит все плохое, негативное, что накопилось за год. В этот день считается, что прощаются все обиды и оскорбления. Поэтому, все просят друг у друга прощение, а в ответ слышат: «Бог простит».
- Так давайте повеселимся и мы. Вставайте в круг.
Проводим зиму – зимушку хороводом «Вдоль по улице метелица метет».
Включить фонограмму хоровода.
Ведущая – Ребята, позовем масленицу?
Дети хором – Позовем!
Девочка – Боярыня масленица!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться.
Мальчик – Душа ль моя Масленица!
Приезжай ко мне в гости
На семидесяти семи санях.
На широкой лодочке
В город пировать!
Ведущая – А давайте все вместе позовем. Повторяйте за мной:
Дорогая Масленица!
Дорогая Авдотьюшка!
Дуня белая, румяная,
Коса длинная, лента алая,
Платок беленький, шуба синяя,
Приезжай. Масленица, в гости на широкий двор!
Мы встречаем тебя, Масленица, веселыми играми и забавами!
Дети садятся на стульчики.
Ведущая – На Масленицу устраивались различные игры и соревнования.
И наша игра называется «Кто быстрее к солнышку» -
Музыка для конкурса
(накручивание ленты навстречу друг другу. К середине ленты прикреплено солнышко
Вызываем по два ребенка.)
Ведущая – Следующее испытание для мальчиков. Вам надо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить его ей.
(на дуге – воротцах (можно использовать разъединенный обруч) на тонких нитях на разной высоте подвешиваются платочки. «Воротца» держат взрослые.) –
Музыка для конкурса
Ведущая - Ай, да мальчишки молодцы, все платочки достали. Вот какие ловкие.
Ведущая – Пригревает весеннее солнышко, начинает таять снег, оживают ручейки.
Ребята, встаем врассыпную. – Речь с движением «Ручей»
Под мостом ручей журчит Наклон туловища впереди плавное движение рук вправо влево.
Кулачком по льду стучит Стучим кулачок о кулачок
Ну зачем ты, дед Мороз Погрозить пальчиком, показать бороду
Дверь закрыл и «ключ» унес? Хлопнуть в ладоши, «сунуть» руку в карман и зашагать на месте.
Ведущая – Мальчики, пригласите девочку, которой вы подарили платочек
и встаем парами друг за другом. Мы поиграем в игру «Ручеек».
Наш ручеек побежит весело и быстро. (Объяснить правила.) -
Музыкальное сопровождение
Дети садятся на места.
Ведущая – Ребята, а может мы уже у Масленицы угощения попросим?
А какое главное угощение у Масленицы? (дети – Блины).
Правильно, блины. О блинах сложено много поговорок. Кто знает?
Дети (по очереди) - Блин брюха не портит.
Без блинов нет Масленицы.
- Масленица не скупись, масляным блинком поделись.
- Как на масляной неделе из трубы блины летели.
Ой, блиночки мои, подрумяненные.
Ведущая – Блины печь – дело не простое.
Угощение заслужить надо. А ну – ка, отгадайте–ка загадки!
Как сажа черна, как сметана, бела
Всем – сем я в лесу расскажу, где была. (Сорока)
Желтенькая собачка в конурке лежит. (Масло)
Мирошка сидит на ложке, свесивши ножки. (Лапша)
Круглый, желтый и румяный. Он на солнышко похож. (Блин)
Белое, да не вода, сладкое, да не мед.
От рогатого беру и деткам отдаю.
Пыхтит и пузыриться, ему в квашне не сидится – в печь проситься.
Ведущая – Молодцы, все загадки отгадали.
А теперь, поиграем. Игра называется «Сковородки».
У нас будет всего 2 сковородки – это обручи.
По окончанию музыки девочки занимают красный обруч,
а мальчики – синий.
Выигрывает та команда, у которой больше детей поместится в «сковородку».
Музыкальное сопровождение.
Ведущая – А сейчас мы будем прыгать через костер парами.
Нельзя при этом касаться «языков пламени» ногами. (сделать «костер»
из бумаги)
Но вначале давайте встанем вокруг костра и по очереди назовем
и выбросим в костер все плохое, что вам мешает, пугает, расстраивает.
Ведущая – от всего плохого освободились, теперь можно и блинком угоститься!.