Лукина Наталья
Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Морское путешествие»
Цели: Развитие интереса к математике, по средством использования различного дидактического материала.
Задачи:
- совершенствовать навыки устного счета в пределах 10 в разных направлениях;
- развивать внимательность по средствам использования логических упражнений;
- развивать умение вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
-развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Старшая группа
- Темочки
-развивать мелкую моторику, любознательность и навыки самооценки;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: мягкие геометрические модули; песочные часы; колокольчики; ватман с большой картой; сундук; стеклянная бутылка; дидактический материал; карточки с цифрами; геометрические фигуры; картинки; счетные камушки; музыкальное сопровождение.
Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ) и наглядно–действенные (демонстрация, иллюстрация).
Ход занятия.
Вводная часть.
Дети входят в группу, встают полукругом вокруг воспитателя.
(Звучит музыка «Колокол»).
Воспитатель: - Ребята, а давайте с вами поиграем в игру «Моряки-путешественники»?
Дети: Да!
Воспитатель: - Ребята, а на чём мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)
- Я вам предлагаю отправиться в путешествие на корабле. Для этого нам с вами необходимо его построить, и мы поплывем навстречу приключениям!
(Звучит мелодия, под которую дети строят корабль из мягких геометрических модулей).
(Звучит музыка «Куда плывёт кораблик»).
Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданием!
Пока на море легкий бриз
В морское плаванье пустись!
Открой неведомые страны,
И в мир чудесный окунись!
(Звучит музыка «Морской прибой»).
Воспитатель: Ребята, смотрите, что там внизу воле кормы! (находят бутылку, в которой письмо от капитана Флинта).
(На доске висит ватман, на котором есть только фрагмент карты)
Воспитатель: Ребята, чтобы найти сундук с сокровищами, нам необходимо найти недостающие фрагменты карты. Для этого поделимся с вами на 4 команды.
(Воспитатель назначает 4-х командиров, остальные дети выбирают карточку, переворачивают её, и отправляются в команду соответствующую геометрической фигуре).
- Наша задача найти сундук с золотыми монетами и драгоценностями на острове Сокровищ. Но путь к этим сокровищам долог и труден, и нам надо будет выполнить немало разных заданий. Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: - В выполнении заданий нам будут помогать жители островов, на которых мы будем делать остановки. А теперь все скорее на корабль! Мы отправляемся с вами в путешествие!
(Дети выполняют упражнения на корабле).
Физминутка «Корабли»
Волны плещут в океане (машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей (вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем (ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (наклоны)
И сжимаем в кулаке (дети сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать-
Надо чаще приседать. (приседания)
(Звучит музыка «Сказочный остров»).
(Далее, каждая команда занимает место за столом, в соответствии со знаком геометрической фигуры).
Воспитатель: - Ребята, куда же мы с вами приплыли? (Появляется попугай).
Попугай: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут попугай Джек! Вы попали на остров Попугаев! Что вас сюда привело?
Воспитатель: - Здравствуй, попугай Джек! Мы прибыли на остров, чтобы получить фрагмент карты. Капитан Флинт спрятал сокровища, он оставил нам только один фрагмент карты, нам необходимо собрать все части карты и найти клад.
Попугай: - Хорошо, я вам помогу! Чтобы получить фрагмент карты, необходимо выполнить задание. В этом мне помогут мои песочные часы. Чья команда быстро и правильно справится с зданием, та команда и получит часть карты.
(На каждый стол кладется раздаточный дидактический материал, команда совместно выполняет задание, после его окончания звонит в колокольчик, сигнализируя о том, что команда справилась с заданием и готова предоставить результат).
Дидактическая игра «Сосчитай и подбери цифру»
Цель: Расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете.
Задачи: Учить пересчитывать предметы, называя итоговое число. Закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметов.
Игровой материал представляет собой карточки с разным количеством предметов, внизу карточки - цифры, из которых нужно выбрать соответствующую числу предметов.
Команда победителей получает фрагмент карты от попугая Джека.
Все дети снова садятся на корабль и плывут дальше.
Воспитатель: - Моряки во время своих путешествий не забывали о своей физической форме! И мы с вами не будем забывать и сейчас мы с вами поплаваем на волнах.
(Дети пробегают под синими полотнами, разводят руками, главная задача, чтобы ребенка не накрыло волной).
(Звучит музыка «Сказочный остров).
(Далее, каждая команда занимает место за столом, в соответствии со знаком геометрической фигуры).
(Звучит музыка «Сказочный остров»).
Воспитатель: - Ребята, куда же мы с вами на этот раз попали? (Появляется черепаха).
Черепаха: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут черепашка Молли! Вы попали на остров черепах! Что вас сюда привело?
Воспитатель: - Здравствуй, Молли! Мы прибыли к тебе, чтобы получить фрагмент карты. Капитан Флинт спрятал сокровища, он оставил нам только один фрагмент карты, нам необходимо собрать все части карты и найти клад.
Черепаха: - Хорошо, я вам помогу! Чтобы получить фрагмент карты, необходимо выполнить моё задание. В этом мне помогут мои песочные часы. Чья команда быстро и правильно справится с зданием, та команда и получит часть карты.
(На каждый стол кладется раздаточный дидактический материал, команда совместно выполняет задание, после его окончания звонит в колокольчик, сигнализируя о том, что команда справилась с заданием и готова предоставить результат).
Дидактическая игра «Больше, меньше или равно»
(Учимся сравнивать <, > или =)
Цель игры: закрепление имеющихся математических представлений у детей; знакомить с понятиями больше, меньше, равно.
Задачи: развитие логического мышления, внимания; закрепление знаний чисел; формирование знаний о составе чисел; закреплять умение сравнивать группы предметов в пределах 10; развивать внимательность.
Команда победителей получает фрагмент карты от черепашки Молли.
Все дети снова садятся на корабль и плывут дальше.
(Звучит музыка, дети гребут веслами. Воспитатель смотрит в бинокль).
(Звучит музыка «Сказочный остров»).
Воспитатель: О, ребята! Я вижу остров! Чтобы нам на него попасть, необходимо преодолеть полосу препятствий. (Полоса препятствий представлена туннелем и подвесным мостом).
(Далее, каждая команда занимает место за столом, в соответствии со знаком геометрической фигуры).
Воспитатель: - Ребята, мы с вами очутились на острове! (Появляется обезьяна).
Обезьяна: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анфиса! Вы попали на остров обезьян! Что вас сюда привело?
Воспитатель: - Здравствуй Анфиса! Мы прибыли к тебе, чтобы получить фрагмент карты. Капитан Флинт спрятал сокровища, он оставил нам только один фрагмент карты, нам необходимо собрать все части карты и найти клад.
Обезьяна: - Хорошо, я вам помогу! Чтобы получить фрагмент карты, необходимо выполнить моё задание. В этом мне помогут мои песочные часы. Чья команда быстро и правильно справится с зданием, та команда и получит часть карты.
(На каждый стол раздается дидактический материал, команда совместно выполняет задание, после его окончания звонит в колокольчик, сигнализируя о том, что команда справилась с заданием и готова предоставить результат).
Дидактическая игра «Найди недостающую в ряду фигуру»
Цель: проанализировав ряды фигур по горизонтали, выбрать недостающую в третьем ряду фигуру; вызывать у детей интерес к решению задач данного типа; развитие логического мышления, смекалки, сообразительности. Учить детей в доказательстве решения.
Оборудование: карточка с изображенными на них сюжетными фигурами.
Ход игры (краткая аннотация) : педагог предлагает детям рассмотреть таблицу с изображенными на ней фигурами.
Предложить рассмотреть верхний ряд (показать, далее второй (средний). Показать, что на третьем (нижнем) ряду не хватает одной фигуры. На ее месте стоит знак вопроса.
Подсказать, что недостающую фигуру можно выбрать из предложенных, или самостоятельно нарисовать ее.
Предложить подумать, какую фигуру надо выбрать и обосновать свое решение. После ответов детей обобщить результаты.
В ходе игры дети анализируют условия задачи (по рядам). Прослушав ответы детей, не делать сразу подтверждение правильно ли решили дети задачу или ошиблись. Этот педагогический прием заставит детей искать правильное решение, учит делать анализ, плановый поиск решения задачи.
Команда победителей получает фрагмент карты от обезьяны Анфисы.
Все дети снова садятся на корабль и плывут дальше.
(Звучит музыка «Сказочный остров»).
«Пальчиковая гимнастика»
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять.
(Далее, каждая команда занимает место за столом, в соответствии со знаком геометрической фигуры).
(Звучит музыка «Сказочный остров»).
Воспитатель: - Ребята, где же мы с вами очутились? (появляется крокодил).
Крокодил: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гена! Вы попали на остров крокодилов! Что вас сюда привело?
Воспитатель: - Здравствуй Гена! Мы прибыли к тебе, чтобы получить фрагмент карты. Капитан Флинт спрятал сокровища, он оставил нам только один фрагмент карты, нам необходимо собрать все части карты и найти клад.
Крокодил: - Хорошо, я вам помогу! Чтобы получить фрагмент карты, необходимо выполнить моё задание. В этом мне помогут мои песочные часы. Чья команда быстро и правильно справится с зданием, та команда и получит часть карты.
(На каждый стол раздается дидактический материал, команда совместно выполняет задание, после его окончания звонит в колокольчик, сигнализируя о том, что команда справилась с заданием и готова предоставить результат).
Дидактическая игра «Разрезная картинка»
(Счёт от 1 до 10)
Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить считать от 1 до 10, развивать мелкую моторику, связную речь.
Оборудование: разрезные картинки, выполненные на плотной основе, с цифрами от 1 до 10; счетный материал «Камушки».
Ход игры: Взрослый раздает детям разрезные части и просит их собрать целую картинку, опираясь на цифры. Только последовательно расположив цифры от 1 до 10 можно получить целостное изображение. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет картинку и на полосках выложит количественное соответствие.)
Команда победителей получает фрагмент карты от крокодила Гены.
Все дети снова садятся на корабль и плывут дальше.
(Плывя на корабле, дети отгадывают загадки).
Воспитатель:
1. Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай - в руке моей
Сколько всех карандашей? (4 карандаша)
2. Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей? (2 карандаша)
3. На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов? (3 петуха)
(Далее, каждая команда занимает место за столом, в соответствии со знаком геометрической фигуры).
(Звучит музыка «Сказочный остров»).
Воспитатель: - Ребята, пока мы отгадывали загадки, посмотрите, куда же приплыл наш корабль? (Появляется львёнок).
Львё нок: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут львёнок Симба! Вы попали на львиный остров! Что вас сюда привело?
Воспитатель: - Здравствуй, Симба! Мы прибыли к тебе, чтобы получить фрагмент карты. Капитан Флинт спрятал сокровища, он оставил нам только один фрагмент карты, нам необходимо собрать все части карты и найти клад.
Львё нок: - Хорошо, я вам помогу! Чтобы получить фрагмент карты, необходимо выполнить моё задание. Но мне нужны только четыре храбреца, то есть только капитаны ваших команд! По моей команде мы начнем игру, кто первый справится с заданием, тот и заработает для своей команды фрагмент карты.
- Капитаны команд готовы? Тогда начали!
Дидактическая игра на состав числа «РАКЕТЫ»
Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).
Задачи игры:
-развивать представления детей о составе числа;
-закреплять умение соотносить число с цифрой;
-упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
-побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших;
- развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения;
-воспитывать интерес к играм математического содержания.
Победитель получает фрагмент карты от львёнка Симбы.
Капитаны садятся на места.
Воспитатель: - Ребята! Давайте соберем с вами все части карты!
- Смотрите, что у нас получилось! Мы собрали всю карту, теперь сможем найти сундук с сокровищами! Это благодаря тому, что вы очень дружные и умные ребята!
(Далее дети следуют карте и находят сундук).
(Звучит музыка «Сказочный остров»).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Сундук откроется только, если мы правильно сложим по порядку эти медальоны и выложим правильно на них фишки.
(Дети выкладывают медальоны и фишки, воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук. В сундуке находят шоколадные, золотые монеты).
Воспитатель: - Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие. Какое задание было самым сложным? С каким заданием вы справились быстро? Вам понравилось путешествие?
- А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по красной звездочке, а кто считает, что не всё у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по синей звездочке.
Дети оцениваю себя сами!