Руденко Татьяна Анатольевна
«Семья. Генеалогическое древо». Конспект занятия для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений детей о семье и её истории.
Задачи:
1. Формировать представление о генеалогическом древе.
2. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений.
3. Расширять и закреплять умения называть свою фамилию,имя отчество и имена, отчества членов семьи.
4. Развивать связную речь,логическое мышление, память.
5. Воспитывать чуткое отношения к самым близким людям - членам семьи, чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа:
заучивание стихотворений о семье, беседы, игры, чтение художественной литературы по теме.
Материалы и оборудование:
Рисунки" моя семья"; деревянный макет генеалогического древа; раздаточный материал для детей и их родителей (домашнее задание, лист на котором изображение генеалогическое древо с пустыми ячейками; клей, ножницы.
Ход занятия.
Ребята, мы сегодня с вами поговорим о самом главном в жизни в жизни каждого человека - о Семье.
Ребята, а почему именно семь"Я"?
Семья -словечко странное,
Хотя не иностранное.
-Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, "Я"- мы понимаем,
А почему их семь?
Воспитатель:
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс мама, папа, ребенок.
Сложили? Получилось семь человек, Семь"Я"!
Давайте проверим. Дети называют членов семьи и ведут счёт. Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Но семьи, ребята, бывают разные: большие и маленькие. Большие- где живут вместе и бабушки с дедушкой, папа, мама и дети. Маленькие - например, мама и ребёнок, папа и ребенок и т. д.
Воспитатель: Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, проходка- походку папы, цвет глаз такой же как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется ни только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Дети определяют характерное отличие каждой семьи- это схожесть членов семьи, дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.
Посмотрите на меня
На кого похожий Я?
Глазки- вишни,как у мамы,
Улыбка солнечная- папы.
Цвет волос- как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился
Что бы я такой родился!
Воспитатель: А, как вы думаете, чем отличаются ещё семьи друг от друга?
Дети определяют характерное отличие семьи- общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии своих семей.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество даётся ребёнку по имени папы, например,если папа Сергей, то отчество ребёнка - мальчика Сергеевич, а ребенка девочки- Сергеевна.
Проводится игра с мячом " Назови своё отчество".
Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет своё отчество.
После завершения игры каждому ребёнку предлагается назвать свое полное имя, фамилию и отчество.
Дидактическая игра " Родственники".
Воспитатель:
А знаете ли вы,кем члены семьи приходятся друг другу?
Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Далее воспитатель читает словосочетания:
"Дружная семья"
" Крепкая семья"
"Счастливая семья"
"Заботливая семья"
" Любящая семья"
"Здоровая семья"- и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают. Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?
Физминутка " Семейная зарядка ".
Осенью, весною
(Дети выполняют движения по тексту)
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты в право- влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.
Воспитатель:
Ребята, никто не знает,как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи,похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу,а мать заботилась о доме,муже и детях. Вдвоем было легче оберегать и воспитывать потомство,вести хозяйство. Подростки, дети начали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много,но не обходимо было их всех помнить, то люди решили записывать их имена,фамилии в специальные тетради,чтобы потом передать эти сведения своим детям,внукам и правнукам. Эти записи назывались "родословными". А потом люди придумали зарисовать свою " родословную" в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранились в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть " Генеалогическим древом". Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки - окошечки. Заполнять их нужно по правилам. На вершине дерева вы найдёте окошечко. У кого -то несколько. Это вы и ваши братья и сёстры. В окошечках, которые находятся справо и слева, располагаются ваши родители: мама и папа. У ваших родителей тоже были родители,которые их любили,воспитывали и учили.
Составление Генеалогического древа.
Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья,как это дерево, каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое,без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут картинки с изображением себя,папы, мамы, братьев и сестер. (Воспитатель показывает пример на деревянном макете генеалогического древа). Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестер. Следующее поколение вашей семьи - ваши родители. Это кто?- мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. но на эти мы с вами остановимся. Предлагаю вам забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по поставлентю деревье. В окошечки вы наклеете фотографии ваших родственников. Это вам домашнее задание.
Посмотрите на ваши деревья, какие они получились красивые.
Воспитатель:
Дети,когда вы вырастите,у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботится о детях и пожилых родителях, а дети будут слушается взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относится к друг другу с уважением.