Татьяна Трушина
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Генеалогическое древо семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
Трушина Татьяна Ивановна
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Генеалогическое древо семьи“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Генеалогическое древо семьи»
Цель: укрепление роли семейных ценностей в нравственно – духовном развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Знакомство детей с «Генеалогическим древом».
2. Закрепить понятия «род» и «родословная», «семья», «предки», «поколения».
3. Вызывать интерес к истории своего рода и желание поделиться знаниями о своей семье, роде.
4. Развивать речь детей в умение составлять рассказ о своей семье, отвечая на вопросы, аргументируя свой ответ.
5. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
6. Способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности взрослых и детей.
Предварительная работа: беседа с детьми об их семьях, семейных традициях. Создание совместно с родителем своего «Генеалогического древа».
Чтение стихов о семье - А. Л. Барто «Помощница», «В театре», Э. А. Асадов «Моей маме», В. А. Степанов «Российская семья».
Беседа с родителями о предстоящей работе со своими детьми (моя родословная).
Материалы и оборудование: нарисованное на листе А5 «Генеалогическое древо»,
заготовленное родителями с детьми, листы А4 по количеству детей, восковые мелки, фломастеры, простые карандаши, шаблоны сердечек на каждого ребёнка, образец «Генеалогического древа», фонограмма детской песни «Мамонтёнок», релакс музыка «Шум леса, ручья, пение птиц».
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественно-эстетическая область, ознакомление с художественной литературой, музыка.
Ход организованной образовательной деятельности.
1. Вводная часть.
На доске находятся сюжетные картинки. Дети заходят в группу под тихую музыку «мамонтёнка», становятся в круг.
Дети, я очень рада вас видеть.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Основная часть.
Воспитатель: Дети посмотрите, пожалуйста, кто изображён на этих картинках и какие на них сюжеты?
Дети: На картинках изображена дружная семья.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о том, что является для человека самым важным в жизни – это его семья!
Русский народ с древних времён придумывал пословице о семье :
- «Вся семья вместе, и дума на месте».
- «Русский человек без родни не живёт».
- «Семья ладом полна».
- «Нет такого дружка, как родная матушка».
- Золото, серебро не старит, отец и мать цены не имеют».
Воспитатель: Ребята, я приготовила вам загадки о членах семьи. Вы внимательно послушайте и попробуйте их отгадать:
Ласково и нежно деток обнимает,
Лучшими словами в мире называет.
Самая красивая, самая родная,
Это же конечно (мама) дорогая.
Кто в семье высокий, смелый,
Самый сильный и умелый? (Папа)
Волосы седые, добрые глаза,
Всех внучаток любит (бабушка) моя.
Добрый, бородатый –
Это папин папа.
С внуками играет.
Кто ж его не знает! (Дедушка).
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете: что такое семья?
Дети: Семья – это группа живущих вместе близких родственников. Они заботятся друг о друге, любят друг друга, уважают и т. д.
Воспитатель: Вот, послушайте, как возникла первая семья.
Учёные считают, что древнейшие люди, «следы» которых были обнаружены в древних пещерах, жили небольшими группами - это первобытные «семьи», они не были похожи на современные. Люди жили вместе, так как им в одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни: защищаться от диких животных, ухаживать за пожилыми членами группы, растить потомство, хранить огонь. Из этих групп постепенно стали образовались племена, и сегодня их называют семьями.
Потом образ жизни стал меняться и современные семьи стали образовываться разные по количеству членов семьи, так как возникали непредсказуемые жизненные ситуации. Если в семье много детей, то эта семья называется многодетной, если отсутствует в семье мама или папа по какой - либо причине, то такая семья называется неполной.
Ребята, как вы считаете:
1. если в семье проживают мама и ребёнок – это семья? (Да, конечно).
2. А если мама, папа, два ребёнка и бабушка, можно считать их семьёй? (Тоже да).
3. А если живут вместе папа, ребёнок, бабушка и дедушка – это семья? (И это тоже семья).
Семья - всегда была важна для человека, и чтобы сохранить память о своих родных и не забыть их имена и даты рождения, можно нарисовать генеалогическое древо.
«Генеалогическое древо» - это рисунок дерева, на котором изображена родословная человека и вот как оно может выглядеть (показ дерева, но только на дереве вместо плодов у нас будут расти сердечки ваших родных.
Воспитатель: У каждого человека есть своя родословная.
Родословная – это поколение человека: его семья, родственники, предки. Это поколения прабабушек и прадедушек, поколения бабушек и дедушек, поколения родителей, поколения детей.
Ребята, посмотрите на это «Генеалогическое древо», которое нам подготовил Захар с мамой. И Захар нам сейчас расскажет о своей родословной (рассказ ребёнка).
Воспитатель: Ребята, так с какого же поколения начинается родословная?
Дети: Со старшего (дедушек и бабушек).
Воспитатель: А самое молодое поколение?
Дети: это мы – дети.
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь вы знаете из чего состоит родословная. И сегодня на занятии вы составите родословные своих семей с помощью «Генеалогического древа». Это дерево, на котором мы будем рисовать сердечки наших родственников и подписывать их одной буквой - папы, мамы, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек и т. д.
Воспитатель: Ребята все деревья произрастают из семени. Давай с вами представим себе, как это может происходить.
Психогимнастика «Деревце»
Летела птичка (перекрёстный взмах кистями рук)
И несла в клюве семя (из ладоней – закрытый клюв)
Вдруг птичка увидела яркие солнечные лучи (раздвинуть пальцы, движение ладонями имитируя лучи солнца)
Птичка удивилась, раскрыла клюв и уронила семя («клюв» - из ладоней, раскрыть)
Оно упало прямо на землю (дети приседают, группируются)
Прошёл тёплый дождик, пригрело ласковое солнышко.
Лучики солнца пробудили семя, оно стало прорастать росточком (дети медленно поднимаются, извиваясь телом, тянут руки вверх, становятся на носочки).
Солнышко так далеко. И вот росточек вырос, окреп (дети опускаются на ступни, разводят руками в стороны – крона дерева выросла).
Наслаждаясь теплом, раскрылись зелёные листочки (кулаки раскрываются, пальчики шевелятся).
Деревце шелестит своими листочками, радуется и гордится своей красотой.
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики и каждому нарисовать своё «Генеалогическое дерево»
Воспитатель демонстрирует показ дерева на доке.
- Ребята назовите мне части дерева.
Дети: корни, ствол, веки с листочками - это крона дерева.
Воспитатель: сначала мы нарисуем корни нашего дерева, затем начнём рисовать ствол и на стволе обведём по шаблону сердечко в нём будет находится самый младший член семьи, которому посвящено это дерево, мы напишем фломастером там букву «я».
После этого ствол дерева расходится в разные стороны, слева будет два сердечка, одно сердечко - мама, (напишем букву «м», второе сердечко – папа (напишем букву «п», также рисуем два сердечка справа, одно сердечко – мама, второе сердечко – папа и пишем буквы как с левой стороны, вокруг этих сердечек начнем рисовать начало кроны дерева.
После этого от сердечек рисуем по две веточке, но они будут тоньше предыдущих, (чем выше дерево, тем тоньше у него веточки, слева и справа, пишем на них буквы «б» и «д», (бабушка и дедушка, после этого мы рисуем по два сердечка с каждой стороны для папы и мамы наших бабушек и дедушек.
Затем рисуем также по две веточки в каждой стороне для прадедушек и прабабушек, (подписываем буквами «п б» и «п д» и так можно продвигаться ввысь столько, сколько мы знаем наших поколений. Для того, чтобы наше дерево получилось настоящим и красивым, мы дорисуем крону дерева (листочки).
После этого мы переходим к раскрашиванию и начнём с основы, со ствола дерева. Берём коричневый мелок и начинаем раскрашивать ствол и веточки нашего дерева, затем возьмём красный мелок и раскрасим наши сердечки. Обведём крону дерева тёмно –зелёным мелком, а листочки раскрасим светло – зелёным мелком. Буквы в сердечках обведём фломастером.
Физкультминутка.
Игра в мяч.
Дети стоят по кругу, а воспитатель с мячом в центре круга. Воспитатель по очереди бросает им мяч и называет слово, а дети придумывают пару к слову и бросают мяч обратно. Пары слов, произносимые в подвижной игре: папа, мама, бабушка, дедушка и т. д.
Воспитатель предлагает детям пройти к своим местам и приступить к рисованию генеалогического древа под релаксирующую музыку «Шум леса, ручья, пение птиц».
3. Заключительная часть.
- Вот какие красивые деревья у нас получились! Ребята, а что символизирует ваше дерево? (ответы). Когда вы станете взрослыми, у вас у каждого появится своя семья. И, я надеюсь, что вы будете заботиться о своих детях и родителях, бабушках и дедушках. Будете всех любить, и относится с уважением друг к другу. Предлагаю забрать работы домой и с родителями наклеить на сердечки фотографии ваших родственников.
Литература
1. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду – Изд. 2-е –Ростов н/ Д: Феникс, 2005. (Сердце отдаю детям).
2. Асадов Э. А. Когда стихи улыбаются.
3. Степанов В. А. Стихи малышам.
4. Барто А. Л. Каталог стихотворений.
5. Наумов О. Н. Очерки по русской генеалогии : Избранные труды / Москва, Старая Басманная, 2012.
6. Онучин А. Н. Твоё родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. / Пермь: Издательство Ассоциации генеалогов – любителей, 1992.
7. Песня «Мамонтёнок». Soundtimes/ru
8. Релаксирующая музыка «Шум леса, ручья, пение птиц». Channel Music Relak.
9. Интернет – ресурс.