НАДЕЖДА ЛЕВАКИНА
Конспект для детей старшего возраста. Знакомство с художником В. Суриковым
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5»
КОНСПЕКТ НОД
в подготовительной к школе группе
Воспитатель I квалификационной категории
Левакина Надежда Валериевна
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Публикация «Конспект для детей старшего возраста, Знакомство с художником В, Суриковым» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
Цель: Познакомить детей с творчеством В. И. Сурикова, формировать познавательный интерес детей к изобразительному искусству.
Обучающие задачи: Познакомить с биографией В. И. Сурикова; познакомить с понятием «репродукция», «подлинник», «эскиз», упражнять в нахождении отдельных эскизов на картинах «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» Развивающие задачи: формировать способность анализировать, развивать речь через правильное построение предложений; обогатить словарь детей : живопись, жанр, натюрморт, пейзаж, портрет, холст, репродукция, подлинник, музей, картинная галерея, писарь; Воспитательные задачи: вызвать интерес к профессии художника, формировать чувство гордости за мастерство художника-земляка и за свой край, который он прославлял; воспитывать чувство коллективизма, умение работать сообща. Материалы и оборудование: ноутбук с презентацией «Картины В. И. Сурикова», портрет Сурикова и его матери, фото усадьбы-музея Сурикова, уголок с убранством народного быта времен художника, тренажер Ковалева, диктофон с аудиозаписью, 2стакана и 10жетонов двух цветов, ватман, фломастер, карандаши для награждения
Предварительная работа: беседы о жизни и творчестве В. И. Сурикова
Обогащение словаря детей : земляк, училище, вышивание, иконы, галерея, губернатор, Санкт- Петербург, предки, Сибирь, искусствовед.
Ход НОД
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (предположение детей) Сегодня я хочу пригласить вас ребята в гости к нашему знаменитому земляку. Показ портрета В. И. Сурикова. Узнали кто это? Да, это Василий Иванович Суриков. Известный на весь мир художник. Почему я назвала его земляком? (ответы детей)
Он родился 170 лет назад в Красноярске. А все кто родился и вырос на Красноярской земле наши с вами земляки. Жил Вася Суриков вот в этом доме (показ фото).
В Красноярске есть домик нетронутый,
В нем старинный уклад сохранен,
Здесь родился художник особенный
Покоритель эпох и времен.
Приглашаю вас в такую же комнату, проходите, присаживайтесь на скамейки.
Отец мальчика Иван Васильевич очень хорошо умел играть на гитаре и любил петь казацкие песни. Мама будучи рукодельницей много вышивала, весь дом был украшен её изделиями (показ образцов вышивок). Её умение подобрать краски по цвету передалось и будущему художнику. Мама Прасковья Федоровна была верующая женщина, в их доме всегда были иконы. Вася любил рассматривать разные картинки и иконы с ликами святых (показ икон, обращая внимание на их лица). Внимательно рассматривал лица людей «как расставлены глаза», «как расположены черты лица». Предлагаю и вам рассмотреть черты лица вашего соседа (разделитесь на пары). Посмотрите в глаза своему другу. Подскажите, кто увидел у своего друга голубые глаза, кто зеленые? (ответы детей)
Теперь давайте посмотрим, как расположены ваши черты лица. Проведите указательным пальцем по бровям, по носу, по ушам (показ педагога и выполнение детьми).
Когда Вася подрос, его отправили учиться профессии в училище, там талант мальчика заметил учитель и уделял много времени, чтобы научить рисовать его сюжеты известных картин и виды Красноярска. Вот как художник говорил о красоте Сибири (запись голоса на диктофоне)
"Сибирь под Енисеем. - страна полная большой и своеобразной красоты. На сотни верст - девственный бор тайги с диким зверьем. Таинственные тропинки вьются тайгою десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же уходят в дебри скалистых гор. Изредка попадается несущийся с гор бурный поток, а ближе к Енисею то по одному берегу, а то и по обоим - убегающие в синюю даль богатые поемные луга с пасущимися табунами.
Вы запомнили, что особенно нравилось художнику? (ответы детей)
Чтобы помочь матери воспитывать младших детей, Василий устроился писарем к губернатору. И там произошел забавный случай. Василий в свободную минуту на углу деловой бумаги нарисовал муху. Губернатор проходя мимо муху смахнул, но возвращаясь назад снова увидел её, смахнул еще раз, муха не улетела. Присмотрелся, а она нарисована.
После этого губернатор нашел богатого человека с которым они вместе оплатили учебу Сурикова в Петербурге.
Мы пропустим некоторые года жизни художника и перенесемся к его картинам. Приглашаю вас на нашу картинную выставку.
(Предлагаю остановиться напротив экрана) Ребята, а вы видите картины? Догадайтесь, почему их нет? (предположения детей) Принести вам картины Сурикова я не могла, потому что все они находятся в музеях Красноярска и Санкт- Петербурга (показ слайда №1,2) Одна картина заняла бы у нас целую комнату. Как же нам решить эту проблему? (ответы детей)
Да, ребята, люди научились использовать фото картин или репродукции картин, но они маленького размера. А нам нужна картина больше размером, чтоб видно было всем. (предположения детей) в современном мире есть хорошие помощники – интернет и ноутбук.
Но, до работы с экраном, нам нужно подготовить глаза и сначала сделаем гимнастику для глаз. (с тренажером Ковалева. Дети следят взглядом за движением варежки)
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Включаем презентацию.
Для своих больших картин художник сначала писал небольшие картины – эскизы, их могло быть от 10до35. Сейчас перед вами знаменитая картина «Боярыня Морозова». (показ слайда №3) В верхней части заднего плана картины мы видим дерево, чтобы его написать Василий Суриков вначале прорисовал это дерево на эскизе (показ слайда №4) «Зима в Москве». А затем перенес с эскиза на картину.. (показ слайда №5)
Сейчас я предлагаю вам стать искусствоведами, которые много знают о картинах, умеют правильно их рассмотреть. Чтобы пройти в свою мастерскую нужно взять у меня жетон и занять место у стола со стаканчиком соответствующего цвета. (Рассаживание детей за столы)
В командах нам необходимы капитаны, которые будут называть игрока, который должен отвечать (выбор капитана)
(Перед каждым ребенком эскиз и репродукция картины)
На зеленом столе репродукция картины «Боярыня Морозова» (показ, на красном столе репродукция картины «Переход Суворова через Альпы» (показ) Внимательно рассмотрите свой эскиз и найдите его на репродукции картины, как мы увидели дерево на картине «Боярыня Морозова» За правильный ответ каждого игрока команда получает карандаш. Ответить смогут все игроки. Ответы принимаются по очереди. Капитан, называй кто будет отвечать? (дети обеих команд, по очереди, определяют какой эскиз подходит для картины и где он расположен на картине) Подведем итоги нашей игры (подсчет карандашей) Я вижу, из вас получатся внимательные и любознательные искусствоведы.
Заключительная часть: Чтобы вам хорошо запомнилось наше занятие, давайте запишем: Что вы узнали? Что хотели бы узнать? Где узнаем? (запись на ватмане, для продолжения работы через метод проектов)
Ребята, вы все большие молодцы! Я с вами прощаюсь, но надеюсь вы еще много узнаете о нашем земляке. А карандаши вам помогут сделать эскизы для своих картин.