Анастасия Потапова
Занятие в подготовительной группой. Знакомство с художником-иллюстратором Лебедевым Владимиром Васильевичем
▼ Скачать + Заказать документы
«Усатый-полосатый»
(художник-иллюстратор Владимир Васильевич Лебедев)
Цель занятия. Познакомить детей с портретом В. Лебедева, с иллюстрациями к книге С. Маршака «Усатый-полосатый».
Задачи:
• Поддерживать интерес к рассматриванию иллюстраций художников- иллюстраторов.
• Заинтересовать дошкольников рисованием фигурок котят, добиваясь передачи выразительного образа.
• Пробуждать у детей добрые чувства к животным.
Материалы: Книга С. Маршака «Усатый-полосатый» с рисунками В. Лебедева, бумага, краски, кисти.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.
Публикация «Занятие в подготовительной группой, Знакомство с художником-иллюстратором Лебедевым Владимиром Васильевичем» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лебедь. Все о лебедях
- Лебедь. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Художники-иллюстраторы для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Книги входят в нашу жизнь с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, и мы привыкли к ней. Давайте вспомним, что же мы знаем о книге. Посмотрите из чего она состоит? (показ книги)
Ответы детей: обложка, иллюстрации, фамилия и имя автора, заглавие книги, страницы.
-А с чего начинается любая книга? (с обложки)
Правильно, книга начинается с обложки. Обложка знакомит читателя с книгой, обычно содержит сведения об издании: автор, название. Давайте откроем книгу и первая страница книги- титульный лист. На ней вы узнаете автора, художника, название книги и где она печаталась и издавалась.
Часто вы выбираете книги с картинками. Это не случайно. Ребята, а для чего нам нужны иллюстрации? (ответы детей)
Правильно. Картинки, а точнее иллюстрации дополняют текст, помогают его понять. Иногда писатели сами иллюстрируют свои произведения.
И завершая наше путешествие рассмотрим последний раздел- это содержание книги. Содержание книги в первую очередь помогает понять, что написано в этой книжке. помогает понять структуру книги, содержит темы книги с указанием страниц.
Скажите, кто рисует картины? (художники).
Чем можно нарисовать картину? (ответы детей)
Дети, мы с вами много читаем книг, что помогает нам более точно понять содержание книг? (иллюстрации).
Как называют художников, которые иллюстрируют книги, рисуют картинки к стихам, рассказам? (художники-иллюстраторы)
И так, мы отправляемся в следующее путешествие — в страну красок, созданную художником Владимиром Васильевичем Лебедевым. Владимир Лебедев замечательный художник детской книги. Он любил рисовать веселые, красивые картинки для детей. Рисовал карандашами и акварелью. Художник писал картины, плакаты, но больше всего любил рисовать иллюстрации в детских книжках.
Первой книжкой для детей, иллюстрации к которой сделал Владимир Васильевич Лебедев, была сказка Р. Киплинга «Слонёнок». В ней были нарисованы весёлые и озорные рисунки. (показ на слайде) По ее коричневому фону разбросаны чёрно-белые силуэты — пальмы, ветки, пирамиды. Словно из палочек, выложены буквы заглавия. Буквы, пальмы, ветки, животные кружатся, пляшут вокруг симпатичного, смешного слоненка. Всё в весёлом движении.
В 1923 году Владимир Васильевич познакомился с поэтом Самуилом Яковлевичем Маршаком. Оба они стали работать в детском журнале «Воробей», вокруг которого объединилась небольшая группа молодых писателей и художников. Все они начали создавать книги для детей.
Затем Маршак и Лебедев подружились и стали делать книжки вместе.
Первая их общая книжка называется «Цирк». Лебедев нарисовал цветными акварельными красками рисунки, а Маршак сделал к этим рисункам подписи. Книжка получилась весёлая и интересная.
Яркая обложка похожа на афишу, приглашающую в цирк. И всё на этой обложке необыкновенно. Белыми буквами по красному фону написано — ЦИРК. Красными буквами написаны фамилии авторов — С. Маршак. В. Лебедев.
Название издательства и год когда книга была напечатана, нарисованы на небольшой сумочке, которая висит у клоуна на плече. А может быть, в этой сумочке спрятаны разные фокусы?
Клоун едет на маленькой лошадке. Лошадка как будто одета в длинное платье. На ногах клоуна большие ботинки. И кажется, что он не едет, а идёт. Чудеса — да и только!
— Где купили вы, синьор. Этот красный помидор?
— Вот невежливый вопрос, — Это собственный мой нос.
Открываем книжечку. И начинается весёлое представление! Вот встречаются два клоуна с красными носами.
Толстяк с трубкой во рту выезжает на арену на миленьком ослике.
А вот серая лошадка увозит наездницу. Каждая страница как отдельный цирковой номер!
Наверное, вы согласитесь, что краски, как и люди, слова или сказки, могут быть радостными и печальными. И чтобы мы почувствовали праздничную атмосферу цирка, художник использует радостные краски: красную, жёлтую, оранжевую. И зелёный цвет у него необычный — очень светлый.
Дружба Лебедева и Маршака продолжалась долгие годы.
Встречаясь, они обсуждали, как сделать лучше и интереснее книжки для детей, фотограф сфотографировал один из таких творческих моментов.
Природу, животных, птиц Владимир Васильевич хорошо знал и любил. В его альбомах было мною рисунков, сделанных с натуры.
Последней совместной работой Маршака и Лебедева была «Тихая сказка». Друзья состарились и виделись реже. Маршак переехал жить в Москву, а Лебедев остался в Ленинграде. Художник грустил. И это настроение отразилось в его рисунках.
Поздняя осень. Холодный осенний ветер сорвал листья с деревьев и рассыпал их по всей обложке. Они лежат, как ковёр. Этот же ветер собрал вместе маленькие веточки и листья и выложил название: «Тихая сказка».
В осеннем лесу живут очень тихие ежи: ёж-отёц, ежиха-мать и маленький ёжик-ребёнок. И сказку надо читать тоже тихо. Стихи и рисунки живут в этой книжке как близкие друзья. Они дополняют друг друга. И друг без друга жить не могут.
Ребята, я вам прочитаю отрывок, а вы постарайтесь угадать из какого оно стихотворения
Жила-была девочка. Как ее звали?
Кто звал,
Тот и знал,
А вы не знаете.
Сколько ей было лет?
Сколько зим,
Столько лет,
Сорока еще нет.
А всего четыре года.
И был у нее…. Кто у нее был?
Серый, усатый, весь полосатый
Кто это такой? Котёнок.
(Дети называют книгу «Усатый-полосатый» Самуила Маршака).
Многие из вас читали и даже держали в руках эту книжку, а значит рассматривали картинки. Эти чудесные картинки нарисовал Владимир Васильевич Лебедев.
Однажды художник увидел, как девочка, укутав маленького пушистого котенка в одеяло, укладывала его спать на кукольную кровать. Девочка ему очень понравилась. Достав блокнот и карандаш, художник зарисовал ее и котенка. Потом он рассказал девочке, что их не надо укутывать в одеяло. После этой встречи художник решил нарисовать картинки к стихотворению С. Маршака «Усатый-полосатый» так, чтобы всем стало ясно, что котенка не надо заставлять поступать так, как поступают люди.
Посмотрите ребята на обложку книги, рассмотрите котенка.
как вы думаете, нравится ли котенку у девочки?
каким нарисован котенок?
что делает? как сидит? (Задние лапки поджал, передние выпрямил, уперся ими.)
Показываю следующую страницу -спрашиваю:
Что нарисовал В. В. Лебедев? (Девочка заставляет лечь котенка на кукольную кровать.)
Хочется ему здесь спать? Как вы догадались что нет? (Зажмурился он, уши насторожил, усы торчат, полосатая шерсть вздыбилась – очень котенок недоволен. А потом и вовсе перевернулся. Хвостик – на подушке, спиной к нам повернулся, только ушки выражают недовольство. Вся постель разбросана.)
Читаю детям стихотворение С. Маршака «Усатый-полосатый» (На презентации попутный показ слайдов с иллюстрациями Лебедева)
Ребята, на рисунках, которые мы рассматривали на занятии изображены котята. И я предлагаю вам нарисовать своего котенка. (Уточняю, что котята бывают разные: рыжие, белые, черные, полосатые и пятнистые. У всех круглая головка с крупными глазами, аккуратными ушками. У котят есть усики, пушистый хвостик и у каждого четыре лапки).