Галина Фаритовна Сомова
Конспект для детей старшего дошкольного возраста «Дикие северные олени»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: ДИКИЕ СЕВЕРНЫЕ ОЛЕНИ
Цели:
1. Рассказать о морфологических особенностях диких северных оленях Кроноцкого заповедника, их адаптациях и влиянии различных факторов на их популяцию.
2. Способствовать развитию творческой и познавательной активности детей, умению рассуждать и сопереживать.
Оборудование: пластилин, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход занятия
Занятие сопровождается показом презентации
Публикация «Конспект для детей старшего дошкольного возраста „Дикие северные олени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Олень. Детям про оленей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Сегодня наше занятие посвящено животным, которых на Камчатке осталось очень мало. Они занесены в Красную книгу. Вот какие загадки есть про них:
1. С очень длинными рогами,
2. Трав копытами касаясь, Не корова, а с рогами. Ходит по лесу красавец, Как вездеход, везде пройдет, Ходит смело и легко, На обед ягель жует. Рога раскинув широко. Как его зовут?
Правильно, это олень. На Камчатке обитает дикий северный олень. Дикие северные олени зимой бывают очень светлой окраски (от почти белой до серовато-белой, а летом после линьки они становятся сероватокоричневыми. У них продолговатое тело и довольно короткие ноги. Копыта северных оленей большие, широкие и плоские. Между пальцев имеются жесткие длинные волосы. Поэтому олени не проваливаются в снегу. Олени могут раскапывать снег передними ногами, чтобы добыть лишайники. Мех у оленей густой, и даже нос покрыт шерстью. Волосинки внутри полые, поэтому сохраняется тепло и олени не замерзают, а также хорошо держатся на воде и плавают. У диких северных оленей крупные ветвистые рога, причем их имеют и самки, и самцы. Олени сбрасывают рога (самцы в начале зимы, самки весной, после рождения потомства, затем рога начинают расти снова.
На коже оленей расположены особые железы, чей пахучий секрет служит для передачи информации о состоянии друг друга при контактах животных.
У диких северных оленей мелкие, слабые зубы. Поэтому они едят мягкие лишайники, листочки и нежные маленькие ветки деревьев, цветы. Испытывая потребность в соли, олени охотно грызут старые рога. Там, где почва солоноватая, олени грызут даже землю. Могут спускаться к океану или морю, чтобы поесть водоросли, содержащие морскую соль. Очень любят грибы (они содержат белок, который нужен оленям, особенно зимой). Самая большая беда для оленей – это ледяная корка, покрывающая землю и лишайники. Она возникает, если осенью шел дождь, сразу сменившийся заморозками. Потом ледяную корку прикрывает снег, и она сохраняется до конца зимы. Олени съедают вместе с кормом много льда и погибают от переохлаждения.
Когда зима трудная, рождаются мелкие, слабые телята, а у самок недостаточно молока, чтобы полноценно выкормить их. Если затем и лето неблагоприятное, то телята вырастут недостаточно и не смогут дать потомство. Все это приводит к снижению их численности. Самцы диких оленей обычно живут 4–5 лет, максимум до 14. Самки живут до 6–7 лет, максимум до 19. Главные враги оленей – волки, росомахи, бурые медведи, вороны, беркуты и орланы, которые нападают на маленьких телят, а также на больных и отставших от стада животных. Олени трудно переносят жару. При – 40 °С олень дышит 10 раз в минуту, а при +25 °С частота дыхания 90–131 раз в минуту. Чтобы ослабить влияние жары, олени залезают в воду, больше лежат, уходят в тенистый лес, выходят на снежники. Олени не задерживаются долго на одном месте – сорвав несколько побегов или листиков, перебегают на новое место. Это имеет очень важное значение в сохранении тундры: непродолжительное нахождение оленей на одном месте предотвращает ее вытаптывание. У самки обычно рождается один теленок, сначала он сосет молоко, потом ходит за матерью и пользуется возможностью кормиться из лунки, которую она выкапывает в снегу. Для того чтобы выживать и спасаться от хищников, олени имеют несколько адаптаций (приспособлений) : они собираются в группы, синхронизируют отел – у диких оленей происходит почти одновременный отел самок в стаде (это позволяет уменьшить гибель новорожденных телят, замедление развития плода в зимние месяцы, что позволяет матери успешно убегать от хищников. Вес новорожденных телят от 3 до 6 кг. В настоящее время дикие северные олени на Камчатке сохранились только в Кроноцком заповеднике.
Игра «Олени»
Оптимальное количество играющих 25–30 человек. Игроки делятся следующим образом: 4–5 «оленей», остальные – «ресурсы», необходимые для оленей (еда, вода, убежище – жизненное пространство). «Олени» и «ресурсы» встают друг против друга в линию. Ведущий знакомит игроков с жестами, которыми должны обозначать себя «ресурсы» : «еда» – ладонь прижата к животу, «вода» – рука, сжатая в кулак, поднесена к лицу, «убежище» – руки, сложенные домиком, подняты над головой. «Олени» должны демонстрировать свои нужды теми же жестами. Игроки обеих команд поворачиваются спиной друг к другу и выбирают для себя жест на первый тур игры. «Ресурсы» выбирают, кто каким ресурсом будет, «олени» выбирают, что кому необходимо для жизни. Затем по команде ведущего игроки поворачиваются друг к другу, и «олени» отправляются за «ресурсами». Каждый «олень» выбирает себе только один «ресурс». Менять жесты в течение одного тура не имеют права ни «олени», ни «ресурсы». «Ресурсы», употребленные «оленем» для своих нужд, сами становятся «оленями», то есть дают увеличение популяции, и переходят в команду «оленей». В следующем туре и «олени», и «ресурсы» могут изменить свои знаки, далее игра продолжается по той же схеме. Теперь стадо «оленей» больше, поэтому возникает элемент соревнования, и «оленям» приходится бежать, чтобы получить необходимые «ресурсы». «Олени», которым не досталось нужного «ресурса», умирают, превращаясь в «ресурсы», то есть переходят в команду «ресурсов». Когда «оленей» становится слишком много, они истощают «ресурсы», а затем сами погибают. Во время игры можно вводить дополнительные условия: – Произошла засуха. «Олени», выбравшие «воду», умирают от жажды. – Люди развели стадо домашних оленей. Это домашнее стадо заняло пастбище диких оленей. Ресурс «убежище – жизненное пространство» не играет, и олени остаются без него. – Произошел пожар. «Олени» остаются без «еды» и «убежища». – Между тундрой и рекой, куда «олени» ходят на водопой, построили газопровод, оставив лишь небольшой участок для прохода «оленей». Те «олени», которые не могут найти проход, погибают. (Вам понадобится помощник, который встанет на воображаемой линии, пересекающей дорогу «оленей», направляющихся к «ресурсам».) Когда по команде «олени» побегут к «ресурсам», помощник должен будет поднят руку, изображая открытый проход. Те «олени», которые пробегут под его рукой, считаются добравшимися до реки, а остальные – погибшими. Они отправляются к «ресурсам». – Охота. Помощник изображает охотника, догоняет «оленя». Убитый «охотником» «олень» выбывает из игры. – Хищник. Помощник изображает росомаху, догоняет «оленя». Пойманный «росомахой» «олень» выбывает из игры. По окончании игры делается вывод о влиянии различных факторов на популяцию оленей, о необходимости их охраны.
В заключение детям предлагается вылепить дикого северного оленя из пластилина.