Лилия Голышева
Конспект детско-родительского досуга «Посиделки-праздник души» для дошкольников 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Приобщение детей и их родителей к духовным ценностям русской народной культуры.
Задачи:
1. Образовательная:
• Расширить знания о русских народных песнях, играх, традициях и обычаях.
• Познакомить с историей появления русской народной куклы, и технологией работы по её изготовлению.
2. Развивающая:
• Развивать эстетическое восприятие русского фольклора.
• Привлечь родителей к сотрудничеству, по приобщению детей к возрождению и соблюдению русских народных традиций.
3. Воспитательная:
• Прививать желание детей и родителей познавать культуру своего народа.
Публикация «Конспект детско-родительского досуга „Посиделки-праздник души“ для дошкольников 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Создать условия для возникновения положительных эмоций, радостного настроения у детей и родителей.
Материалы и оборудование: атрибуты и утварь крестьянской избы, ширма, куклы для инсценировки, куклы-самоделки, заготовки для изготовления тряпичной куклы (лоскут ткани 25 х 25см и 7x10 см, нитки красного цвета для перевязывания на каждого ребёнка, компьютер, музыкальный центр.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, предметов быта русской избы, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок, разучивание считалок, слушание народных песен, разучивание русских народных игр, ознакомление детей с русским народным костюмом.
Ход мероприятия
В зале организован уголок русской избы: печь, стол, лавки и т. д
Воспитатель: Светит ясно солнышко высоко не низко
Где же гости дорогие? Далеко ли? Близко?
Красны девицы да добры молодцы.
Поскорее наряжайтесь, да на посиделки собирайтесь
Входят под музыку в зал
Воспитатель: Здравствуйте, красно девицы!
Здравствуйте добры молодцы!
Здравствуйте, уважаемые гости!
Рады, мы что вы пришли,
Для нас времечко нашли
Будут здесь у нас забавы,
Представления на славу
И вернёмся как во сне
К нашей русской старине.
Воспитатель:Давно мы вас ждём поджидаем, без вас не начинаем. Рады вас видеть в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник радостный, по обычаю, по-старинному посиделками называется. На посиделках собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, играли, песни и частушки пели, загадки отгадывали, хороводы водили.
Воспитатель: А, давайте и мы с вами, гости дорогие споём и заведем хоровод вместе. Ведь песня- это душа народа. Хорошая русская песня дух бодрит, где она поётся, там весело живётся. (русская народная песня «По малину в сад пойдём»)
Воспитатель:Отдых - это не безделки,
Время игр и новостей.
Продолжаем посиделки
Поиграть спешим скорей.
-Поиграть то вы хотите?
А игры у русского народа ох и озорные, ох и веселые. Предлагаем вам поиграть в игру «Горелки»
Игра: «Горелки»
Воспитатель: Поиграли, а теперь сядем рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель: Самое большое и главное событие в жизни детей занимала Сказка. Бабушки, родители рассказывали своим детям и внукам сказки. Вслушайтесь в слово «СКАЗКА». Сказка сказывается, рассказывается. Передавали сказки из поколения в поколения, бабушки своим внукам, родители – своим детям, а те вырастали – и рассказывали своим детям и внукам. Так и становились сказки народными.
Воспитатель:Давайте сейчас и мы попросим ваших родителей рассказать сказку. Как вы думаете, у них получится?
(родители готовятся за ширмой)
Воспитатель:Пока родители готовятся,давайте поиграем. Мы будем называть персонажей сказки, а вы подбирать к нему «сказочное» слово.
(Например,лисичка- сестричка)
«Кумушка-лиса»
«Мишка-косолапый»
Петушок-золотой гребешок»
«Кощей- бессмертный»
Зайчишка- трусишка»
«Волчок-серый бочок»
«Баба Яга-костяная нога»
«Бычок –смолённой бочок»
«Сорока-белобока»
«Мышка-норушка»
«Лягушка-квакушка»
«Курочка-ряба»
Показ сказки
Воспитатель:- Зрители внимательно сказку смотрят, запоминают, на ус мотают!
Рассказчик-родитель: Русская народная сказка «Петух и собака».
Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности… у них только и было, что петух да собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху.
Собака: Давай, брат Петька, уйдем в лес: здесь нам житьё плохое.
Рассказчик:
Вот и пошли они куда глаза глядят. Побродили целый день, стало смеркаться – пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло – и заснули. Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал.
Петух: Ку-ка-ре-ку!
Рассказчик:
Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать.
Лиса:
Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик!
Петух: А за каким делом?
Лиса:Пойдё м ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.
Петух:Хорошо. Только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.
Лиса:Вот какое счастье привалило! (В сторону и тихо.) Вместо одного петуха будет два. Где же твой товарищ? Я и его в гости позову.
Петух: Там, в дупле ночует.
Рассказчик:Лиса кинулась к дуплу, а собака ее цап. Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец.
Родители (герои сказки) выходят на поклон.
Воспитатель:Сказку вместе посмотрели, самое главное узрели. Сказка лож да в ней намяк, добрым молодцам урок. Чему же нас учит эта сказка? (Надо различать добро и зло, хорошо иметь друга, который поможет в беде, помогать друг другу)
Воспитатель:Пришла пора опять поиграть. Предлагаем вам поиграть в русскую народную игру, эта игра имеет давнюю историю. Как и много веков назад, она интересна и сейчас. Эта игра называется «Золотые ворота»
1,2,3,4,5
А давай все играть
Не ленитесь, улыбнитесь
В круг скорее становитесь.
Воспитатель: А кто будет образовывать ворота, выберем считалочкой:
Катилася торба
С высокой горы
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница
С кем будешь делиться?
На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из игроков и говорит «с ним! (или с ней)»
(После игр, дети и родители занимают свои места)
Воспитатель:Песни пели, в игры играли, хороводы водили, пора и за работу браться. На посиделках не только веселились, но и выполняли несложную работу. Мастерили, шили, вышивали, пряли. Дети любили сидеть у печи и тоже что – то мастерили. И сейчас мы хотим показать вам игрушки, которыми играли дети в старину.
(Организованна выставка тряпичных кукол)
Воспитатель: Каждая куколка имеет свое название, свою историю, свой обряд изготовления.
(Рассматривание игрушек).
Воспитатель: Куклу-пеленашку делали для самых маленьких детей и клали им в колыбельку, чтобы защитить ребёнка от сглаза и злых духов. (Демонстрация куклы).
Кукла-столбушка. Считалось, что она приносит удачу и богатство в дом, является символом продолжения рода. Кукла-столбушка передается от матери к дочке. (Демонстрация куклы).
Куклу крупеничку наполняли зерном от нового урожая и целый год хранили в красном углу (где стоят иконы, верили, что новый год будет сытным. (Демонстрация куклы).
Кукла Кувадка дарилась новорожденным детям. Эта кукла оберегала от беды и болезней. Служила новорожденным первой игрушкой. Этих кукол кладут в колыбельную, они охраняют сон младенца.
Воспитатель. Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари).
Воспитатель. А вы заметили, что куклы безликие, у них нет лица? (Да)
Воспитатель. Лица куклам в старину не рисовали, считалось это плохой приметой.
Воспитатель: Одной из первых кукол, которую делали дети самостоятельно, была кукла кувадка. Так как она была проста в изготовлении. Хотите мы с вами попробуем сделать эту тряпичную куклу. Сделать такую куклу очень просто, самое главное – это хорошее настроение.
(Приглашаются дети и родители за стол).
Практическая часть.
Воспитатель: Для изготовлениякуклы нам понадобится:ткань и нить.
• Лоскут ткани 25х25см – для основы куклы
• Лоскут ткани 7x 10 см
• Нитки для перевязывания
Идет практическая часть. (Разъяснение и выполнение практической работы)
Воспитатель:Куколки получились все разные, каждая по-своему хороша и, мы думаем, теперь ваши куклы могут стать оберегом в вашем доме.
Ш. Заключительная часть.
Воспитатель:А у нас к этому времени пироги поспели. Никакие посиделки не обходились без вкусного угощения. Не красна изба углами-красна пирогами.
(достаёт из печки пироги).
Воспитатель: Благодарим душевно всех, люди добрые
Желаем вам хлебушка в дом, да сало в ладонь
Чтобы все здоровы были,
Чтобы праздники любили,
Да обряды не забыли.