Марина Матросова
Конспект целевой прогулки с детьми старшего дошкольного возраста «Лесная аптека на службе человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект целевой прогулки с детьми старшего дошкольного возраста
«Лесная аптека на службе человека»
Цель:
продолжить знакомство детей с растительным миром ближайшего окружения.
Задачи:
Расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений.
Публикация «Конспект целевой прогулки с детьми старшего дошкольного возраста „Лесная аптека на службе человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Прогулка. Лекарственные растения
- Старшая группа
- Темочки
Познакомить с правилами сбора лекарственных растений, с новым растением – лопух;
Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.
Активизировать речь: лекарственные, лечебные, аптечная, консервированный сок, отвар, душистая, ароматные,полезные.
-Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, монологическую речь; развивать познавательный интерес к природе родного края;
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их.
Предварительная работа: целевые прогулки по теме : «Растения», рассматривание иллюстраций и фотографий по теме «Лекарственные растения»; д/ игры : «Сложи одуванчик», пазлы, мозаика, рисование «Шиповник», конструирование из бумаги «Ветка рябина», оригами «Одуванчик», лепка «Мать-и-мачеха»; д/ игра «Узнай по запаху»; п/игра «Мяч лови – бросай, на вопросы отвечай». Чтение и заучивание стихотворений Е. Серовой, С Благининой по теме «Цветы».
Оборудование: картинка с изображением поповника.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, интерактивные, а именно: загадка, художественное слово, вопрос-ответ, словесное упражнение «Мяч лови-бросай, на вопросы отвечай»,
Ход прогулки
1. Вводная часть.
Воспитатель: Я хочу рассказать одну историю: «Миша с сестрой Леной отправились в поход. Вскоре Лена начала хромать. Она натерла ногу. Миша ушиб колено и рана кровоточила. Дети вернулись домой. Их встретили мама и бабушка. От увиденного у мамы разболелась голова, а у бабушки поднялось давление. Как же быть. Что делать?
Дети: Купить лекарство. Вызвать врача. Позвонить в скорую помощь.
Воспитатель: А можно оказать помощь без лекарств?
Дети: Да. Можно. Не знаем.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Есть растения такие,
Они вовсе не простые.
Если что-то заболит,
Эта травка исцелит!
Что это?
Дети: лекарственные растения.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями.
-Может мне кто назовёт уже знакомое лекарственное растение?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель:-Давайте поиграем в игру «Отгадай загадку».
1. Растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички (ромашка)
Воспитатель : Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение? Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. У этого цветка почти нет лепестков. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику, при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.
Есть еще ромашка Поповник. Она растет в полях, на лугах. У нее один стебель, листья узкие и длинные. Шляпка крупная, как правило с одним цветком (Показ иллюстрации)
Воспитатель: Вы назвали много растений. Сможете угадать это растение?
2. Тонкий стебель у дорожки
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги (подорожник)
Воспитатель: Почему подорожник так назвали?
Дети: Потому что он растет вдоль дорог.
Подорожник - умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое - укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.
Воспитатель: У кого из вас плохой аппетит? Тогда это растение для вас.
3. Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное.
Ветерку послушное. (одуванчик)
Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Из свежих зеленых листьев весной делают полезный салат. А из желтых цветов варят варенье.
Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.
Воспитатель: Давайте поиграем:
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
повороты туловища вправо-влево
туловище вперед-назад
руки вверх, потянуться
руки вверх вправо-влево
лицо закрыть ладошками, открыть ладошки
покружиться
Воспитатель: Как вы думаете, чьи это слова? Какое растение так о себе рассказывает?
«Как только не ругают меня. Но я так себя защищаю. Неосторожно дотронься до меня – долго потом будет рука «гореть». На моем стебельке и листочках сидят жесткие волоски. Внутри волосков – ядовитая жидкость. Если прикоснешься ко мне, иголочками вопьюсь и едкая жидкость выльется. Она то и вызывает на коже жжение.
Дети: Крапива
Листья крапивы даже останавливают кровь. Из крапивы варят щи, делают отвар, сушат веники. Щи придают силы, здоровье и бодрость. Отвар используют при простуде от кашля, им ополаскивают волосы, умываются или купаются при болезнях кожи. Крапиву добавляют в крема, шампуни, ополаскиватели для волос.
Воспитатель: Вы боитесь крапивы? Сейчас проверим.
Игра «Береги руки»
Дети встают в круг, протягивают руки вперед, ладонями вверх.
Ведущий обходит, пытаясь дотронуться до каждого ребенка. Дети должны быстро убрать руки за спину, чтобы не «обжечься» крапивой.
Воспитатель: А сейчас я вам покажу еще одно растение. Я уверена, вы его узнаете (показ картинки лопуха).
-Что это за растение? (лопух).
-Правильно, это обыкновенный лопух.
-А где можно встретить его? (ответы детей)
-Мы его встретим и в огороде, и вдоль дорог, и в канавах, даже во дворах наших домов.
-А как вы думаете, почему лопух растёт везде? (предположения детей).
-Колючие цветы – репьи, когда созревают, то цепляются за шерсть животных, то за перья птиц, то за одежду людей, то разносятся ветром. Где упадёт маленькая частица цветка – там и появится лопух. Вот как устроена природа. Всё самое обычное бывает полезным.
-Давайте его рассмотрим.
-Дети, скажите какой стебель у лопуха?
- Правильно дети, у лопуха крепкий стебель, довольно высокий. Листья ярко-зелёного цвета, крупные, округлые, с тёмными прожилками.
-А кто из вас не брал в руки колючие серо-розовые комочки? Это цветы лопуха. В каждом маленьком цветочке лопуха мы увидим маленькие капельки. Это нектар. Именно он манит пчёл и шмелей. Для них это лакомство. Пчеловоды называют лопух медоносом. Изумрудно-зелёные листья лопухов не только украшают луга, огороды, но и приносят пользу людям.
Воспитатель: Как вы думаете, в какую погоду собирают лекарственные растения?
Дети: В сухую, солнечную погоду.
Воспитатель: Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?
Дети: Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.
Воспитатель: Где можно собирать лекарственные растения?
Дети: Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.
Воспитатель: Что делают из лекарственных трав?
Дети: Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.
Воспитатель: Оказывается, сбор целебных трав – это целая наука. Я вам напомню эти правила:
Правила поведения при сборе лекарственных растений:
1. Нельзя рвать много растений
2. Нельзя собирать растения возле железных дорог
3. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду
4. Нельзя пробовать растения на вкус
5. Нельзя собирать растения возле автомобильных дорог
6. Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду
7. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно
8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.
Воспитатель: Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
Ну, что понравилось вам путешествие по лекарственным травам, сумела я вам раскрыть небольшие тайны природы?
Дети: ответы детей