Светлана Степанова
Конспект бинарного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Мостик дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, умения понимать свои эмоции и эмоции других.
Материалы и оборудование: ноутбук, видеопроектор, колонки, презентация, звездочки (красный, желтый, синий) на каждого ребенка, карточки с эмоциями, мяч, халаты для работы в лаборатории, карточки «Правила поведения в природе», приборы для очищения воды (набор «Юный ученый», вода из реки или озера.
Ход образовательной деятельности:
Педагог-психолог сообщает, что рад видеть всех детей и предлагает поприветствовать друг друга.
Дети приветствуют друг друга словами:
Доброе утро! Добрый день!
Публикация «Конспект бинарного занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Мостик дружбы“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Нам здороваться не лень.
-Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Психолог предлагает детям отгадать загадку:
- Яркие цветочки вечером расцветают,
А утром увядают (звезды).
Психолог обращает внимание детей на звездное небо (слайд 1)
Посмотрите, как красиво звездное небо!
У меня на столе лежат разноцветные звездочки. Предлагаю вам выбрать звезду такого цвета, которая подходит под ваше настроение и приклейте ее на это полотно (Фланелеграф).
(Педагог-психолог обращает внимание на цвет звездочки -настроение детей, предлагает ребенку высказаться.)
Логопед организует дидактическую игру «Семейка слов»
• Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)
• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)
• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)
Логопед: Ребята, а вызнаете как называется самая яркая и горячая звезда (Солнце)
Обращает внимание на сигнал и на экран.
- Я слышу какой-то сигнал! (звук)
- Ой, ребята, посмотрите к нам гость! (слайд 2)
Что это может быть? (Ответы детей).
Я поняла – этот сигнал нам подают инопланетяне. ( Сигнал: _ _. . _)
Что же они хотят нам сообщить? Давайте попробуем повторить сигнал, может быть, тогда мы узнаем разгадку?
Дети отстукивают пальцем по столу сигнал.
(Слайд 3) На экране появляются слова деформированной фразы (Инопланетяне, подружиться, земляне, хотят, с).
Логопед: Давайте соберем эту фразу и узнаем, о чём нам сигналят инопланетяне.
Дети собирают фразу: «Инопланетяне хотят подружиться с землянами».
Логопед: Сигнал разгадан. Но чтобы подружиться с инопланетянами, нам надо научиться понимать друг друга. Язык инопланетян мы научились разгадывать, давайте научим их нашей речи. Наша речь невозможна без языка. Чтобы он умел красиво произносить звуки, мы делаем артикуляционную гимнастику:
-«Чашечка», «Не разбей чашечку», «Чистим верхние зубки». А также мы произносим красиво чистоговорки:
Та- та – та – в космосе темнота,
Ит – ит – ит – в космос ракета летит,
Те – те –те – космонавт в ракете,
Да – да – да- яркая звезда,
Ты – ты – ты – разные планеты,
Та – та – та – длиннохвостая комета,
Др – др – др – на космонавте скафандр.
Психолог. Ребята, скажите, как еще мы можем узнать о настроении друга?
Ответы детей.
Правильно, правильно при помощи эмоций.
Психолог предлагает дать определение понятия «эмоции». (ответы детей)
Обобщая ответы детей, психолог дает следующее определение: эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.
Предлагает поиграть в игру «Угадай эмоцию»
Водящий берет карточку с эмоцией и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, какую эмоцию пытался изобразить водящий.
Психолог: что нам помогает передать, показать эмоцию (ответы детей)
Конечно мимика: глаза, брови и рот. А какие бывают эмоции?
Дети высказывают свое мнение.
Психолог. Итак, эмоции могут быть положительными и отрицательными.
Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами. На карточках хорошо видно, что даже выражение лица становится неприятным, если человек является рабом своих внутренних врагов. Общаться с такими людьми тоже неприятно. Положительные эмоции помогают бороться с нашими врагами, поэтому положительные эмоции можно назвать нашими друзьями.
Организует игру «Назови эмоцию»
Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению.
Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции, помогающие общению.
Психолог: А какой человек больше испытывает положительных эмоций – больной или здоровый? А чтобы всегда оставаться здоровым человеком, что нужно делать?
(ответы детей)
- А кто нам в детском саду помогает укреплять своё здоровье?
Физинструктор. Я слышу, что вы заговорили о здоровье, значит, вам нужна моя помощь. Ребята, действительно, здоровый человек всегда бодр, крепок, имеет хорошее настроение и с ним приятно общаться и дружить. Предлагаю вам выполнить упражнения для укрепления организма.
Комплекс ОРУ:
1. И. п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе. Вращение головой вправо и влево.
Головою мы вращаем,
Будто твердо отвечаем:
«Нет, не буду, не хочу!»
Это детям по плечу.
2. И. п. : ноги на ширине ступни, одна прямая рука вверх, другая вниз. рывком менять руки.
Вверх рука и вниз рука,
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
3. И. п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе. Повороты туловища в стороны.
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай.
4. И. п. – ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища влево и вправо.
Продолжается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо – влево наклонились
И еще раз повторили.
5. И. п. – о. с., руки на поясе.
1 – присесть, руки вперед, 2 – выпрямиться, руки на пояс.
Приседаем мы по счету,
Раз, два, три, четыре, пять.
Это нужная работа –
Мышцы ног тренировать.
6. И. п. – о. с., руки свободно. Поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.
Подтянуть к груди колено
И немного постоять.
Научитесь непременно
Равновесие держать.
7. И. п. – о. с., руки на поясе
Вот попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра.
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье.
8. И. п. – о. с., дыхательные упражнения. Глубокий вдох через нос, выдох через рот.
Нужно нам передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
Физинструктор. Теперь вы бодрые и крепкие. А как ваше настроение? Ребята, а вы знаете, что понять другого человека можно не только с помощью речи и эмоций, а ещё с помощью движений и жестов?
Предлагает поиграть в игру «Пойми меня без слов».
Дети делятся на две команды, одна команда поворачивается спиной, а ребята другой команды придумывают какое-нибудь действие. Игроки первой команды поворачиваются и отгадывают действие, которое показывают ребята второй команды без помощи слов, а используя только движения и жесты.
Физинструктор. Молодцы, теперь, я думаю, вы сможете без труда понять другого человека и даже подружиться с инопланетяшкой.
Инопланетяшка: (слайд) теперь я научился вас понимать. Угадайте, что же я чувствую.
Ответы детей.
Инопланетяшка: (слайд) да, действительно, мне грустно и я задумался: а могли бы вы мне помочь. Злые пираты с планеты Железяка заколдовали мою планету. Только дружные и находчивые ребята могут мне помочь. Первое условие я выполнил: я научился вас понимать. А второе условие: мне нужно установить мостик дружбы : а что такое дружба я не знаю.
Дети рассказывают о дружбе.
Психолог: Поднимите руки те, у кого есть друзья.
Инопланетяшка: (слайд)А мне можно с вами дружить. Вы, сказали, что друзья помогают друг другу. А вы сможете мне помочь?
Ответы детей.
- И мне нужно научиться очищать воду. На нашей планете мало воды, а пираты загрязнили ее. Если я узнаю секрет очистки воды, то колдовство пиратов исчезнет и все снова оживет на моей планете. Ребята, вы сможете мне помочь?
Ответы детей.
Психолог: но для этого нам нужно пройти в научную лабораторию.
Пройдемте, ребята. Но помните, что не каждый может туда попасть.
Для этого нам нужно выполнить задание, которое приготовили нам сотрудники лаборатории.
Сотрудник: Добрый день, ребята! Скажите мне, пожалуйста, что вас привело к нам.
Ответы детей.
Сотрудник: Чтобы пройти в лабораторию нужно получить пропуск: нужно назвать правила поведения в природе, которые изображены на карточках.
Ответы детей.
Молодцы, ребята! Я вижу, вы знаете правила поведения в природе.
Проходите, к столам. И мы приступаем к работе. Чтобы научить инопланетяшку очищать воду, давайте разберем такую ситуацию:
Вы оказались в лесу, далеко от дома, вам хочется пить, а питьевой воды нет, неподалеку находится пруд, он загрязнился. Что делать?
Ответы детей (убрать мусор из пруда, очистить его от грязи)
- А как вы думаете, вода станет чистой?
- Что еще можно сделать, чтобы вода стала чистой?
Ответы детей (профильтровать воду)
Сотрудник: в нашей лаборатории мы попробуем очистить воду с помощью разных фильтров и узнаем, какой из них лучше очищает воду.
Для этого нам необходимо распределиться на пары и договориться, кто будет лить воду, кто придерживать фильтр.
Дети выполняют очистку воды и сравнивают результат.
С: какой образец получился чистым?
Ответы детей.
С: а можно такую воду пить?
Ответы детей (нет, для питья такую воду надо кипятить)
С: ну что ж, ребята, вы показали своему другу, как можно очистить воду. Я думаю. Теперь он сможет спасти планету.
Уходят из лаборатории.
Психолог обращает внимание детей на экран.
Инопл. :(слайд) спасибо вам, ребята, теперь я знаю секрет очистки воды и думаю смогу помочь своей планете. Мне пора возвращаться. До свидания, ребята!
Психолог с детьми подводит итог занятия и проводит ритуал прощания:
Все мы дружные ребята
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!