Нина Зинковская
Конспект бинарного занятия «Осенние этюды» с детьми 5-го года жизни (познавательное и речевое развитие)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Развивать познавательную активность детей методами театрализации, использования видеоматериалов. Дать представление об особенностях крымской осени. Закрепить знания о флоре и фауне Крыма. Формировать основы безопасного поведения в лесу.
Публикация «Конспект бинарного занятия „Осенние этюды“ с детьми 5-го года жизни (познавательное и речевое развитие)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Уточнить знания о приметах осени. С помощью опорных схем, учить составлять описательный рассказ. Активизировать в речи детей слова, указывающие на качество предмета. Упражнять в развитии звуковой культуры речи, речевого дыхания.
Создавать доброжелательную атмосферу. Развивать эмоциональную выразительность в мимике и пантомимике; эмпатию и воображение. Способствовать снятию психофизического напряжения.
Предварительная работа: Наблюдения в природе. Рассматривание иллюстраций, видеоматериалов. Слушание рассказов о природе, заучивание стихотворений. Познавательно – поисковая деятельность. Дидактические игры; эмоциональные этюды.
Ход занятия:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, я на пороге нашла вот такой сундучок. Я открою его, и мы угадаем, кто его нам прислал. (Воспитатель, достает осенний лист из сундучка)
Дети: Осень!
Воспитатель: - Молодцы, это осень оставила нам свой привет. Послушайте, что здесь написано: Если вы назовете мои приметы – вы увидите меня.
- Ребята, вы хотите увидеть осень здесь и сейчас?
Дети: - Да!
(Воспитатель показывает схемы, а дети называют осенние приметы, воспитатель добавляет свои, как бы путая детей)
1. Осенью солнце прячется за тучи;
2. Часто идет моросящий дождь;
Воспитатель: Расцветают подснежники:
Дети: - Нет, подснежники расцветают весной.
3. Листья желтеют и опадают;
Воспитатель: - Можно кататься на санках;
Дети: - Нет, катаются на санках зимой, когда снег лежит на земле.
4. Птицы улетают в теплые края;
Воспитатель: - Потому, что им холодно?
Дети: - Нет, потому, что голодно.
Воспитатель: - Ребята, назовите осенние месяцы.
Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: - Ребята, погода в сентябре в Крыму очень похожа на летнюю: дни стоят жаркие, а ночи становятся немного прохладнее. Этот период осени называется бархатным
сезоном. Погода стоит такая же мягкая как бархат. А, чтобы узнать какой бархат, мы присядем на ковер и откроем сундучок.
(дети садятся на ковер, воспитатель из сундучка раздает каждому ребенку лоскут ткани – бархата)
Воспитатель: - Ребята, бархат – это ткань, из которой шьют платья. Давайте прикоснемся к лоскутку и ощутим его тепло и нежность…
-Вы выполнили все пожелания осени, а вот и она! (Дети смотрят на экране осенние фрагменты в слайдах)
-Ребята, нас осень приглашает в свой сказочный лес. Прежде, чем отправиться туда, надо вспомнить правила поведения в природе:
Дети: 1. В лесу нельзя кричать;
2. Топтать грибы;
3. Разжигать костры;
4. Кушать ягоды.
ФИЗМИНУТКА – дети идут по периметру группы, выполняя упражнения. Останавливаются у противоположной стены.
1,2,3,4,5 в лес отправимся гулять, будем весело шагать.
По тропинке мы пойдем, друг за дружкою гуськом.
На носочки встали, листочек достали.
Низко наклонились, под веткою прошли…
И грибок нашли…
Воспитатель: - Ребята, кто знает, как называются эти грибы?
Дети: -Лисички, опята, маслята, подберезовик, мухомор)
Воспитатель: - Все ли грибы съедобные?
Дети: - Нет, мухомор не съедобный.
Воспитатель: - Да, мухомор – это ядовитый гриб для человека, но он может быть полезным для лесных жителей. Вспомним, о чем говорит правило: не топтать.
(Тем временем, пока дети говорили о грибах, за спиной у них через всю группу натягивается панно «Осенний лес»)
Идем дальше…
Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинник, только дуб зеленый.
Утешает осень : - Не жалейте лета!
Посмотрите роща, золотом одета.
-Посмотрите, сколько здесь опавших листьев. Вот листок с клена, это какой листок? …
Дети: - Кленовый; (дубовый, березовый)
Воспитатель:- Ребята, в лесу, если прислушаться, можно услышать много различных звуков: вот змея ползет – Ш-Ш-Ш; ветер гудит – У-У-У; дождь закапал – КАП-КАП-КАП;
Ворона пролетела КАР-КАР; медведь прошел Э-Э-Э.
- Ребята, а медведи живут в крымских лесах?
Дети: - Нет, в крымских лесах медведи не живут. Здесь есть волки, лисы, зайцы.
Воспитатель: - Чу! Я слышу, там кто – то шуршит!
(Над панно появляется игрушка лисы)
- Здравствуйте, лисица! (лиса молчит)
- Ребята, почему лиса молчит?
Дети: - Она же игрушечная.
Воспитатель: - Давайте ее оживим, для этого необходимо на нее подуть.
(дети дуют – лиса «оживает», выходит из-за панно психолог, одетый в костюм лисы)
Лиса: Вы не видели в лесу ярко рыжую лису?
Это я, рыжая плутовка. След свой прячу очень ловко.
Дети: - Здравствуйте, лисица! Хотите мы расскажем про вас?
Лиса: - Да!
Дети: - Вы, рыжая, хитрая, ловкая.
Лиса: - Я еще и хищница: ем зайцев, мышей, птиц, ежей. Но у меня тоже много врагов в лесу: волки, капканы, охотники. Чтобы спрятаться от них, мне нужна моя хитрость. Сейчас я расскажу вам, как я живу в лесу, а вы мне поможете показать.
Эмоциональный этюд «Хитрая лиса» :
Вот кленовый рыжий лист, вот лукавый рыжий лис.
Вот охотники в лесу, ищут рыжую лису.
Вот капканы тут и там, бьют лисицу по пятам.
Вот крадется серый волк, он зубами щелк, да щелк.
Только как отыщешь лис, если каждый рыжий лист?
Ребенок: - В рыжем платьице из ситца, раскрасавица лисица.
Хвостик с белым кончиком, краска, что ли кончилась?
Лиса: - Ой, ребята, побегу я хвостик подкрашу, до свидания!
Воспитатель: - Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад.
(Дети садятся за столы. На столах лежат конверты с листьями. Дети заштриховывают мелками конверты, на них проявляются отпечатки листьев)
- Это подарок от осени!
Итог занятия