Юлия Полетаева
Конспект библиотечного урока по творчеству Н. А. Некрасова в 5–6 классах «И вот они опять, знакомые места…»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «И вот они опять, знакомые места…»
Цель: Обогащение знаний детей о Н. А. Некрасове и его творчестве. Воспитание гражданственности и любви к своему народу на примере лирики великого русского поэта.
Задачи:
познакомить учащихся с историей родового имения семьи Некрасовых в селе Грешнево Ярославской области;
показать, какое влияние оказала малая родина на творчество великого русского поэта;
развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;
Публикация «Конспект библиотечного урока по творчеству Н, А, Некрасова в 5–6 классах „И вот они опять, знакомые места…“» размещена в разделах
- Некрасов Н.А.
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
прививать интерес к творчеству Н. А. Некрасова; подвести учащихся к пониманию общественного и историко-литературного значения поэзии поэта;
воспитывать чувство любви родному краю, гордость за нашу Родину, доброту, чуткость, сострадание, милосердие.
Планируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и основных этапах творчества Н. А. Некрасова, озвучивая презентацию с опорой на слайды;
участвуют в беседе; выразительно читают стихотворения; инсценируют отрывок из произведения поэта: ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, передают в рассказе восхищение и уважение к поэту.
Возрастная категория: 5 - 6 класс
Форма проведения: урок – путешествие
Материалы и оборудование: портрет Н. А. Некрасова, презентация «И вот они опять, знакомые места…», аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…», проектор, экран, выставка книг с произведениями Н. А. Некрасова, атрибуты для инсценировки отрывка из стихотворения; аудиозаписи «Вальс до-диез-минор» и «Вальс № 10 си-минор» Ф. Шопена.
Методические приемы: слово учителя – ведущего, выступления учащихся (выступления в роли экскурсоводов, чтение стихов, инсценировка стихотворения, слушание в записи вальсов Ф. Шопена, просмотр презентации.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: «Мне приятно тебя видеть!»
II. Подготовка к восприятию
Звучит «Вальс до-диез-минор» Ф. Шопена
В нашем неспокойном мире всегда что-то меняется. Сменяют друг друга эпохи, исчезают целые цивилизации, рушатся великие памятники. Но от духовного вымирания у человечества есть надежная защита - это память о людях, которые жили и творили в то или иное время. Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности этих давно уже ушедших дней.
Погаси электрический свет,
Теплым воском пусть плавятся свечи.
Поплывем вспять течению лет
В чьи-то страсти, разлуки и встречи.
Мы откроем старинный сундук,
Пыль времен отряхнем мы с событий,
Чтоб забытый, таинственный звук
Из реки дней ушедших к нам вытек.
И в камине огонь затрещит,
Нам поведают сказки поленья…
XIX век к нам спешит,
Возвращая к ушедшим мгновеньям.
Л. Рубальская.
Звучит «Вальс № 10 си-минор» Ф. Шопена
III. Сообщение темы урока
Сегодня, ребята, я предлагаю вам совершить заочное путешествие в XIX век, в местечко, где прошло детство великого русского поэта, чье имя знают и взрослые, и дети. Послушайте отрывок из одного его произведения и скажите, кому будет посвящена наша встреча?
(Звучит аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос»)
- Как называется это стихотворение?
- Кто его автор?
Слайд № 1 «Портрет Н. А. Некрасова»
- Это стихотворение написал великий русский поэт, прозаик, редактор, критик, издатель Николай Алексеевич Некрасов. 10 декабря 2021 года исполнится 200 лет со дня его рождения.
- Назовите известные вам произведения Н. А. Некрасова.
- Стихи эти, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, России. «Я песни Родине слагал», - писал поэт.
Давайте сейчас мы отправимся в родовое имение Некрасовых – село Грешнево и еще раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, услышим стихотворения поэта, вошедшие в сокровищницу русской классической литературы.
В роли экскурсоводов выступят наши ученики. Ребята, расскажите о детстве, родителях, любимых занятиях и увлечениях великого русского поэта.
IV. Работа по теме урока
1. Детские годы Н. Н. Некрасова
Слайд № 2 «Село Грешнево»
1 экскурсовод: Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине в городе Немирове Подольской губернии. В 1821 году Некрасовы переехали в Грешнево, которое раскинулось на левом берегу большой русской реки Волга недалеко от Ярославля. Село было окружено бесконечными лугами и полями.
Здесь прошли детские годы поэта.
В «Автобиографических записях» Н. А. Некрасова мы читаем: «Если переехать в Ярославле Волгу и пройти через Тверицы, то очутимся на столбовом почтовом тракте. Проехав 19 верст по песчаному грунту, где справа и слева песок, … увидишь деревню, начинающуюся столбом с надписью: сельцо Грешнево, душ столько-то господ Некрасовых».
Дом Некрасовых в Грешневе до настоящего времени не сохранился. Он сгорел еще при жизни поэта. Судить о доме можно по описи от 27 мая 1815 года. Вот как он выглядел за несколько лет до приезда сюда семьи Некрасовых: «В господском доме деревянного строения было восемь малых покоев, сени и два чулана. В число этих покоев, скорее всего, входили прихожая, зал (столовая, гостиная, кабинет, спальня, детская и девичья. В доме имелось семь окон с двойными рамами. Отапливался он голландской печью, имевшей изразцовую лежанку. Наверху находилась светёлка с голландской печью».
Слайд № 3 «Усадьба Некрасовых»
От бывшей усадьбы остался только каменный флигель. По преданию, отец поэта держал в нем своих крепостных музыкантов. Затем был надстроен второй, деревянный этаж.
«В самой усадьбе более всего замечательного – старый обширный сад…». Здесь собирали большой урожай вишен, яблок, смородины, а по краю росли вязы и липы, посаженные, матерью Н. А. Некрасова.
2 экскурсовод: У маленького Коли была удивительная память. Хотя ему не исполнилось еще и трех лет, он на всю жизнь запомнил, как экипаж, в котором он ехал вместе с братьями и сестрами, был в пути очень долго. Как остановились у подъезда, как занесли его на руках в темные комнаты, в одной из которых он увидел двух старушек в очках. Они сидели перед нагоревшей свечкой и вязали чулки. Это были мать и тетка Алексея Сергеевича, отца поэта.
Так началась новая жизнь в родовой усадьбе, оставившая глубокий след в душе будущего поэта.
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов родной реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши.
Слайд № 4 «Отец Н. А. Некрасова»
3 экскурсовод: Отец Алексей Сергеевич был помещиком, очень грубым и суровым человеком. Он жестоко обращался с крестьянами и членами своей семьи: бил детей, несправедливо обращался с женой.
Слайд № 5 «Мать Н. А. Некрасова»
Мать поэта Елена Андреевна, по воспоминаниям грешневских крестьян, была «небольшого роста, беленькая, слабенькая, добрая, хорошая барыня». «Многих она избавляла от побоев – просила мужа за всех и, иногда вызывая этим гнев его, сама страдала».
Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Елена Андреевна серьезно занималась воспитанием детей, была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала детям о великих писателях и читала отрывки из произведений, которые они могли понять. Играла на фортепьяно и пела.
Николай Алексеевич очень любил свою мать и был привязан к ней. Свои первые стихи, написанные в семилетнем возрасте, он посвятил своей маме в честь её именин.
"Любезна маменька! Примите
Сей слабый труд
И рассмотрите,
Годится ли куда-нибудь".
С поразительной, щемящей нежностью воспевал поэт свою мать еще во многих своих стихотворениях.
Слайд № 6 «В. Маковский «Крестьянские дети»
4 экскурсовод: Неуютно и страшно было жить в этом доме. Поэтому маленький Н. А. Некрасов часто убегал в простор лугов и полей. Вместе с крестьянскими ребятишками он ходил в лес за грибами, собирал с ними лесную малину, чернику, купался в речке, а зимой катался на санках.
Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, выбрав удобную минуту, мальчик убегал к своим деревенским друзьям.
Этот момент его жизни – непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал большое влияние на его творчество. Н. А. Некрасов относился к ним с большой любовью. Они такие же разные, как и ребятишки из его стихотворений. И хотя у них бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего, бросаются в глаза их смышленые лица, живой и любознательный взгляд.
Много лет спустя Н. А. Некрасов посвятил крестьянским детям замечательные стихи. И, конечно, когда он их писал, вспоминались ему маленькие друзья из его детства. В числе этих стихотворений особое место занимают «Крестьянские дети».
2. Инсценировка
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!
— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я.»
— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».
— А кой тебе годик?— «Шестой миновал.
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
3. Физминутка
- Встаньте. Представьте, что мы находимся на зимней поляне. Как дышится в морозную погоду? (Трудно, закрываем рот и нос). Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха. Я буду произносить слова, а вы – показывать действия.
Носом вдох, а выдох ртом,
Не боимся мы пороши,
Дышим глубже, а потом –
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Шаг на месте, не спеша,
Руки в стороны, по швам –
Как погода хороша!
Снега хватит нам и вам
4. Продолжение работы по теме урока
Слайд № 7 «Сестра Н. А. Некрасова Анна Буткевич»
5 экскурсовод: Из воспоминаний сестры Некрасова Анны Буткевич. «За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство, было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»
Слайд № 8 «Река Волга»
6 экскурсовод: Недалеко от Грешнева протекала река Волга. Вместе с крестьянскими детьми Н. А. Некрасов часто бывал на ее берегу.
О, Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И смелый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверёк,
С высокой кручи на песок
Скачу по берегам реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою.
Слайд № 9 «И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»
7 экскурсовод: На берегу великой реки мальчик видел не только красоту природы. Здесь будущий поэт испытал и первое большое горе. Он увидел, как увязая в песке, медленно брела по берегу толпа бурлаков. Они тащили вверх по реке тяжелую купеческую баржу и пели заунывную песню, похожую на стон. Иногда обессиленные люди останавливались, сбрасывали лямки и грузно падали на песок.
Этому мучительному пути не видно было конца. Но заканчивался короткий привал, и, пошатываясь, они вновь поднимались, вскидывали лямки. И ещё долго звучали над Волгой тоскливые, воющие звуки.
О горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!
Слайд № 10 «Город Ярославль. Гимназия»
8 экскурсовод: Когда маленькому Коле исполнилось 7 лет, он начал писать стихи. В 15 лет у него уже была их целая тетрадь. В одиннадцатилетнем возрасте Николай Некрасов поступил учиться в ярославскую гимназию. Там он проучился 5 лет. В эти годы мальчик увлекся чтением книг, познакомился с произведениями А. С. Пушкина, В. А. Жуковского.
5. Рассказ о жизни поэта в Петербурге
Слайд № 11 «Петербург»
Учитель: Будущий поэт очень мечтал о Петербурге, об университете, о том, чтобы печатать свои стихи. В 16 лет он оказался в столице один, без знакомых, без денег. Отец не стал ему помогать, когда узнал, что сын решил поступать в университет, а не на военную службу.
Слайд № 12 «Жизнь Некрасова в Петербурге»
Холодно и неприветливо встретил Некрасова огромный город, в котором у него не было ни родных, ни знакомых. С первых же дней своего пребывания в Петербурге Некрасов столкнулся с большими трудностями. Ему приходилось тяжелым трудом добывать себе пропитание.
Полуголодный, часто больной, он принимался за любую работу: за несколько копеек писал где-нибудь на рынке крестьянам письма, прошения, сочинял афиши, переписывал роли для актеров. Часто голодал. Он начал скитаться по подвалам, где ютилась беднота. Но стойкость характера, сила воли, присущая ему с юности, помогли выдержать все испытания.
«Я дал себе слово не умереть на чердаке», - вспоминал об этом времени Некрасов. Помогли ему и те люди, с которыми его свела судьба. Некрасов начал печатать свои стихи и рассказы. Он очень много работал, чтобы не умереть с голоду. «Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо»,- писал поэт.
Слайд № 13 «Поэт в деревне»
Когда он чувствовал себя утомлённым работой, то уезжал в деревню, в родные ярославские края. Это были лучшие годы в его жизни.
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу свои вирши, живётся легко…
Слайд № 14 «Я лиру посвятил народу своему…»
Многогранно творчество Николая Алексеевича Некрасова, наделенного огромным талантом, благородным сердцем, чувством ответственности за судьбу родины и большой любовью к ней.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Николай Алексеевич Некрасов мечтал о том, чтобы на месте отцовской усадьбы когда-нибудь была построена школа. Его мечте суждено было сбыться. В 1971 году, к 150-летию со дня рождения Некрасова, в селе открылась новая двухэтажная школа со светлыми просторными классами.
6. Упражнение «Добавь слово»
А теперь я предлагаю еще раз вспомнить произведения Н. А. Некрасова. Добавьте слово и назовите стихотворение (на слайде)
Слайд № 16 «Добавь слово»
. , колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как? (О, Волга)
… Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит; (Славная осень)
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум… (весенний шум)
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
…. (в холодное стекло)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит …. (владенья свои)
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет … (темный лес)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Слайд № 17 «Произведения Н. А. Некрасова»
Вот и закончилось наше путешествие в далекое прошлое, в детские годы замечательного человека, великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. О чём бы он ни писал: о природе, о крестьянских детях, о судьбе и тяжёлой доле русского человека – все стихи поэта о России.
- Чему, по-вашему, учат нас произведения великого автора?
Стихи Н. А. Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера. Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в её великое будущее. Он говорил: «Важно только одно: любить народ, Родину, служить им сердцем и душою».
Список информационных источников:
Некрасов Н. А. Избранное: - М. : Эксмо, 2007. – 608 с.
Некрасов Н. А. Избранная лирика/Сост., предисл. И примеч. В. А. Приходько; Рис. Ю. Тихонова. – М. : Дет. лит., 1990. – 224 с. : ил.
Якушин Н. Н. Н. А. Некрасов в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. 2-е изд. – М. : ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово-РС», 2001. 96 с. : фотоил.
Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н. А. Некрасова /Н. Н. Скатов. - М. : Просвещение, 1985.- 175 с.
Использованные Интернет-ресурсы:
https://infourok.ru
http://www.hrono.ru/biograf/bio_n/nekrasov_na.php
http://www.nnekrasov.ru/
Приложение:
Электронная презентация ««И вот они опять, знакомые места…»