Ольга Булгакова
Конспект беседы с воспитателями «Для чего нужна игра»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – это место зарождения личности, в ней происходит психологическое рождение собственного «я». Это не вкладывание информации в ребенка, а выявление ЕГО идей, намерений, чаяний, предпочтений, желаний и устремлений. Игра дает детям возможность выражать себя, невзирая на нехватку слов и знаний».
Так вдохновенно и возвышенно описывает детскую игру Дебора Макнамара.
Публикация «Конспект беседы с воспитателями „Для чего нужна игра“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Кажется, что все знают и соглашаются с тем, насколько важна и нужна игра в жизни ребенка, множество научных исследований это подтверждает, но от чего же игра все чаще отодвигается на второстепенные роли, уступая место обучению или электронным устройствам? А мне очень хочется вернуть ей законную центральную роль в процессе развития детей.
Вот простые характеристики игры, необходимой детям для естественного развития: свобода, удовольствие и исследовательский порыв. Для этого также нужно достаточно безопасное замкнутое пространство, границы которого будут выстроены ответственным взрослым.
У такой игры есть три основных признака:
1. ИГРА – ЭТО НЕ РАБОТА.
В игре нет места для таких понятий как цели, результативность, задания, ожидания результата. Но есть место свободе, воображению, развлечению и открытиям.
Процесс, а не результат – вот девиз игры!
«Когда дети играют, они сосредоточены, увлечены и получают удовольствие, проживая свою деятельность. Если мы начинаем настаивать на результатах или определяем некие и ожидания, мы превращаем игру в работу».
2. ИГРА – ПОНАРОШКУ.
Игра происходит ВНЕ повседневной реальности. В каком-то смысле, игра – это репетиция жизни. Дети могут превращаться в игре в кого пожелают, не рискую столкнуться с ограничениям реальности. В игре можно понарошку быть кем угодно, делать что угодно, примерять на себя какие угодно характеристики, даже самые неодобряемые в реальной жизни. Тут нет «правильного» или «неправильного», сеть только правила придуманные самим ребенком и меняемые по его усмотрению. Можно быть злым, трусливым, несправедливым, можно стать храбрым, прекрасным, величественным - что пожелаешь! А потом снова стать собой, сняв как маску, выбранную роль. И это потрясающее качество игры: иметь возможность стать кем угодно.
3. ИГРА – ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ.
В игре ребенок не пассивный наблюдатель, он сам стоит у штурвала жизни, активно исследует ее, совершает открытия. Как же воодушевленно они играют, выражая себя, находя собственные истории. И как заметно падает энергия, когда им пытаются навязать извне правила, сюжет, дать инструкции. Тогда уходит спонтанность и воодушевление, им как будто перестает хватать свободы, чтобы выражать себя и исследовать мир.
Итак, игра – спонтанная деятельность, научить или заставить играть невозможно!
Для игры нужны : безопасность, свобода, веселье.
Игра – это не работа, она понарошку и является экспрессивной и исследовательской.
Моя любимая игра в детстве заключалась в том, что мы создавали свой отдельный мир. Это были сдвинутые и занавешанные кресла, где мы обустраивали домик, ракету, машину и вообще что угодно. Или это была кладовка, которая превращалась в затерянный мир, полный загадок и опасностей. Даже сейчас, когда я вспоминаю как мы играли, чувствую прилив энергии и радость от спонтанности! А какие у вас были любимые игры? Или во что сейчас любят играть ваши дети?