Ирина Квиткина
Конспект беседы с родителями на тему «Вежливый ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Многим родителям, вероятно, приходится испытывать чувство стыда по поводу того, что их дети не умеют вести себя в общественном месте, не приветствуют товарища, не обращаются к ним с просьбой или благодарностью, берут вещи без спроса и оставляют, где попало, садятся в центре за стол среди взрослых, сидят, развалившись в кресле, болтают ногами, перебивают старших и т. д. Огорчённые таким поведением, родители потом упрекают ребёнка : «Мы же тебе говорили, как вести себя в гостях, а ты…». «Как же их научить вежливости?» - спрашивают родители. Несомненно, перед ними одно из заблуждений, будто одного напоминания достаточно для приобретения той или иной культурной привычки, словом, можно оживить привычку, если она уже имеется в жизненном опыте ребёнка, но одним словом нельзя создать её. Для того нужны ещё упражнения, но может быть достаточно раз, другой дома научить ребёнка привычкам вежливости, чтобы он стал вежливым? Оказывается, нет. Упражнять ребёнка в культурном поведении надо постоянно, систематически, а не от случая к случаю, когда, скажем, родители и дети идут в кино, при этом очень важно, как можно раньше дать ребёнку понять о необходимости одинаково культурно вести себя и в обществе, и дома, иначе усвоить, что в гостях надо притворятся, играть роль культурного, хорошего малыша, а дома это вовсе не обязательно. Но вернёмся к упражнениям, любая привычка, в том числе и привычка быть вежливым приобретается в результате многократных повторений одних и тех же действий, поступков. Наблюдения показывают, что наиболее серьёзные затруднения вызывают первые повторения. Они требуют от ребёнка больших усилий, воли. Но как только первые затруднения будут позади, выполнение действий в дальнейшим проходит значительно легче, т. е. в них уже прививается элемент автоматизма, так формируются привычки культурного поведения. Если ребёнок будет вежлив в своей семье, то не придётся его консультировать, как вести себя в присутствии гостей. Хорошая привычка перейдет в потребность и останется у ребёнка на всю жизнь, как черта характера. И впереди он сам без всякого напоминания будет поступать, как вы его учили. Понятие о культуре весьма широкое. Мы говорим здесь только о привитии ребёнку элементарных навыков вежливости, которые являются одним из необходимых качеств культурного человека. Детей надо учить, как поступать в тех или иных случаях. Скажем, в семье ребёнок может обращаться с родителями на «ты», но в обращении с другими людьми это недопустимо. Покажите детям, как надо здороваться, прощаться, благодарить за угощения, а затем требуйте, чтобы дети это делали систематически и в любом окружении. Требуйте, чтобы дети уступали место старикам в транспорте, оказывали услуги малышам и престарелым людям, если видят, что те в этом нуждаются. Следите за тем, чтобы дети просили извинения, если кого-либо нечаянно толкнут. А ведь бывает, что мать в поступке дочери или сына не видит ничего опасного. Однажды на улице девочка 9 лет толкнула меня, наступила на ногу и спокойно пошла дальше. Я остановила девочку: «Почему ты не извинилась?». Тут же мать стала отчитывать меня: «Как вы смеете читать моей дочери нравоучения, подумаешь, персона какая». Девочка была оправдана матерью, после того сама мать подала ей, как нельзя худший пример, и девочка ушла от своей «победы»? Милая на вид девочка, а растёт невоспитанной. И вот она со временем получит высшее образование, а подлинной воспитанности и не будет. И всё потому, что не воспитывается в детстве. А виноваты в этом прежде всего родители. Ведь, именно, они должны закладывать ростки культуры и добра в юной душе человека. В воспитании вежливости следует использовать каждую возможность для закрепления привычки культурного поведения. 7-летней Вале соседка поправила на голове бантик. Девочка побежала, забыв поблагодарить, но мать тут же напомнила девочки о её долге. Или другой пример. Ваши дети были у соседей на ёлке, принесли подарки. Спросите, поблагодарили ли они их или нет, отправьте их обратно, пусть они исправят свою ошибку.
Публикация «Конспект беседы с родителями на тему „Вежливый ребёнок“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
А показали ли вы своим детям, как нужно встретить гостя и пригласить его в комнату, как угощать фруктами, конфетами, как подать стакан воды. Некоторые родители не придают этому значения, но в воспитании, как известно нет мелочей. Небрежно поданный стакан воды, наполненный до краёв и зажатый в руках ребёнка, по которым течёт вода, может вызвать у гостя чувство отвращения. Пить ему больше не захочется, а вы наблюдая эту картину, почувствуете себя неловко. Требуя от ребёнка нравственного поведения, следует раскрыть ему смысл такого поведения. Почему надо уступать место в транспорте старшему, почему надо вставать, когда старший зашёл в комнату, но здороваться первым, почему некрасиво вмешиваться в разговор взрослых, если к тебе не обращаются, почему нельзя громко разговаривать, кричать, шуметь, когда соседи спят за стеной, почему неприлично смеяться над человеком, который нечаянно упал и многое надо объяснить ему. Если смысл благодарных поступков довести до сознания ребёнка, то процесс образования навыков культурного поведения будет протекать эффективно. Ребёнок должен знать, для чего это нужно, должен знать, что в вежливости как раз и проявляется уважение к людям. Процесс воспитания культурных навыков пойдёт более успешно, если сами родители будут примерными. И здесь обязательное условие воспитания – личный пример родителей. Очень важно, чтобы с малых лет вокруг ребёнка была создана нравственная атмосфера. Детям необходимо видеть культурные манеры родителей, их вежливое обращение, сердечные отношения к людям.
В таких условиях образование навыков вежливости будут протекать успешно. Если же родители станут только требовать от детей культурного поведения, а сами не подадут хорошего примера, то выработка такого поведения будет вызывать затруднения. А те культурные навыки, которые образовались под влиянием детского сада, школы будут разрушаться, т. е. не найдут систематического подкрепления в семье.