Ольга Гапонова
Конспект беседы познавательного характера «Ай да пряник — просто загляденье»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:расширять знания детей о хлебобулочных изделиях; вызвать интерес к пряничному искусству; дать представление о том, что пряник - любимый продукт русского народа.
Оборудование: иллюстрации, мяч, стилизованный под колобок, пряники, игрушка "Коробейник", солёное тесто, доски, чашки с водой, стеки.
Ход беседы.
Воспитатель: К нам сегодня на занятие придет гость, а кто, вам подскажет загадка:
Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл,
Публикация «Конспект беседы познавательного характера „Ай да пряник — просто загляденье“» размещена в разделах
В лес дремучий покатился,
Со зверями подружился.
А вот хитрая лиса
Обманула молодца.
(Колобок)
Воспитатель берёт в руки мяч, стилизованный под колобка.
А в самом колобке тоже есть загадка. Что он собой представляет? (Дети отвечают.)Колобок - это хлеб, который выпекали на Руси много - много лет назад. Хлеб был основным блюдом русского человека. Об этом народ придумал пословицу: "Хлеб да вода - русская еда".С древних времен многое изменилось. Изменился и хлеб. И каких только сортов хлеба мы не встретим в магазине!
Дети, как вы думаете, что в старые времена на Руси подавали к чаю? (Дети отвечают.)Если бы мы попали в Древнюю Русь, то нас обязательно угостили бы пряником. Без пряника не обходился ни один праздник. Его подавали гостям на день рождения, а также в тот день, когда давали ребенку имя, и, конечно, никакая свадьба не могла состояться без пряника. На свадебный стол в конце пиршества ставили не торт, как сейчас, а огромный пряник. Считалось, что это принесет молодым счастье.
Как вы думаете, из чего делают пряник? (Дети отвечают.)Пряники делают из муки, меда, а еще кладут пахучие приправы - пряности. Это тмин, мята, ванилин, гвоздика, корица, мак. При изготовлении пряника используют лимонные и апельсиновые корочки, сваренные в сахарном сиропе, изюм и орехи. Дети, возьмите тарелочки, на которых разложены разнообразные пряности, и понюхайте их. (Дети выполняют задание.)
Откуда взялось название "пряник", пряные травы. Что вы можете сказать об этих названиях (Дети отвечают.)Да, они близки по звучанию. Поэтому мы можем предложить, что из-за пряностей, которые кладут в хлебобулочное изделие, его и называют пряником. В разных местах на Руси пекут самые разнообразные пряники. В наших магазинах продаются мятные пряники. Как вы думаете, почему они так называются? А ваша мама умеет печь медовые пряники? Как вы думаете, почему пряник получил название "медовый"(Дети отвечают.)На Севере, в городе Архангельске, пекут пряники, которые называются "козули"(показывает иллюстрации).Как вы думаете, почему у этих пряников такое необычное название? (Дети отвечают.)В честь пряников "козули"2 поэт С. Кайдаш сочинил такие стихи:
На далёком дальнем Севере
Узорные козули пекли на Рождество.
В оконце ветры дули,
А в горнице тепло.
Пекли в печи хозяюшки
Фигурной формы пряники,
Просил ребенок : "Матушка!
Попробовать дай Ванечке!"
Протягивала матушка
Узорный пряник Ване,
Пусть будет в доме солнышко
И радость без печали!
Больше всех на Руси славились тульские, вяземские, городецкие, московские пряники. Пряники свои названия получили потому, что делали их в городах Туле, Вязьме, Городце, Москве. Эти пряники еще называют печатными. Как вы думаете почему? (Дети отвечают.)На пряниках есть картинки и надписи. Изображение печати на станках так же, как на страницах книг показывает иллюстрации).
Русский человек подметил некоторые характерные свойства пряника и сравнил их с человеком. О человеке, который не соглашается на интересное предложение, говорят: "его пряником не заманишь". О капризном человеке есть другое выражение: "ломается, как пряник". Раньше на Руси место, на котором большая торговля, называется ярмаркой. Дети, а вы хотите побывать на ярмарке? (Дети отвечают.)Тогда в путь!
Дети встают в одну шеренгу. Воспитатель начинает двигаться по группе, напевая песенку:
На ладошке ехали, до угла доехали,
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Тпр!Стоп!Разворот!На реке - пароход.
Пароходом ехали, до земли доехали.
Воспитатель вносит игрушку "Коробейник".
Коробейник. Здравствуй, люд честной!
Старый и молодой!
На нашей ярмарке резное рукоделье!
Подходи, налетай,
Соленое тесто получай!
Смекалку покажи,
Свое уменье прояви!
Зайцев, ежиков, лисичек,
Медвежат,слонов и птичек,
Пряничных дел мастера,
Изготовить вам пора!
Воспитатель. Дети, посмотрите:коробейник" для нас приготовил соленое тесто, доски, стеки. Давайте сядем за столы и сделаем пряники, кто какие хочет.
Во время лепки воспитатель помогает детям выбрать узор для пряника, поощряет их фантазию и выдумку. В конце лепки предлагает детям положить свои работы на противень, и помощник воспитателя уносит их "печься".
Дети, с чего мы начали разговор о пряниках?Можно ли колобка и пряник назвать родственниками?Как вы думаете, кто старше: колобок или пряник?Почему в народе говорят, что пряник приестся, а хлеб никогда?
Помощник воспитателя вносит блюдо с пряниками.
Дети, пока мы с вами говорили, "испеклись"наши пряники. Все к столу.