Оксана Тихова
Конспект беседы по экологическому воспитанию на тему «Раздельный сбор мусора» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить знания детей о причинах возникновения мусора, расширить знания детей о видах и свойствах различного мусора.
Задачи:
Обучающая
-расширить знания о бытовых отходах, необходимости раздельного сбора.
Развивающая
-формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
Воспитывающая
-воспитывать бережливое отношение к окружающей среде.
Предварительная работа:
Прогулки и повседневные наблюдения; изучение и анализ экологического состояния объектов ближайшего окружения (участка детского сада, двора, и т. д.); участие в экологических акциях «Сдай макулатуру! Спаси дерево!», «Сбор отработанных батареек», субботники.
Методы и приемы:
Наглядные
-показ, просмотр слайдов презентации «Раздельный сбор мусора»;
-показ мультфильма из цикла «Фиксики» («Чему учит экология», «Фиксики и свалка»);
-демонстрация иллюстраций.
Словесные
-вопросы;
-беседа;
-объяснение;
-чтение познавательной литературы.
Словарная работа: сортировать, бросовый материал, бытовые отходы, свалка. Материалы и оборудование: стол, дидактическая игра «Мусорознайка», контейнеры для раздельного сбора мусора с табличками (бумага, стекло, пластик); персонаж - кукла Незнайка.
Ход занятия:
Воспитатель: дети к нам за помощью обратился Незнайка.
Воспитатель: Сегодня он хотел вынести мусор, но не смог это сделать, а знаете почему?
Примерные ответы детей: Нет.
Воспитатель: Когда он подошел к мусорному контейнеру, вместо привычного одного, там стояло целых четыре и Незнайка растерялся - не знал в какой же контейнер нужно положить мусор. Он решил прийти к нам в детский сад, так как уверен, что дети здесь очень многое знают и умеют. Ну что, поможем Незнайке разобраться с этой проблемой?
Примерные ответы детей: Да.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже говорили о таком понятии как «раздельный сбор мусора». Кто из вас скажет, что же такое раздельный сбор мусора?
Примерные ответы детей: Это когда, мусор сортируют в зависимости от его происхождения.
Воспитатель: Правильно. Разделение мусора делается в целях избежать смешения разных типов мусора и загрязнения окружающей среды. Данный процесс позволяет подарить отходам «вторую жизнь», в большинстве случаев благодаря вторичному его использованию и переработке. Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду. А кто знает, на какие группы можно разделить наш мусор?
Примерные ответы детей: Весь наш мусор можно разделить на несколько групп: бумага, пластик, стекло и смешенный мусор.
Воспитатель: Очень хорошо, давайте посмотрит, что можно выбрасывать 2 в контейнеры. (На столе корзина с предметами из различных материалов и контейнеры для мусора с условными обозначениями). Контейнеры для бумаги - это обычные контейнеры с соответствующей надписью. Цвет контейнеров для мусора может быть разным: голубым, красным, желтым, зеленым, серым, фиолетовым. Что написано на контейнерах, то и должно находиться внутри. Что же можно выбрасывать в этот контейнер?
Примерные ответы детей: Выбрасывать в них можно: журналы, газеты, бумажные упаковки, картонные коробки, рекламные листовки из почтовых ящиков, плакаты, календари. (Один, два ребенка подходят к столу и берут из корзины «мусор» и кладут его в контейнер желтого цвета).
Воспитатель: Следующий вид контейнеров - это контейнеры для пластика, что же можно выбрасывать в них?
Примерные ответы детей: Выбрасывать в них можно: пластиковые бутылки, канистры, полиэтиленовую пленку, пакеты, пластиковую упаковку от шампуней, гелей для душа и другой косметики, бутылки из-под молока, кефира, детали конструктора, сломанные лопатки, ведра и т. д. (Один, два ребенка подходят к столу и берут из корзины «мусор» и кладут его в контейнер голубого цвета).
Воспитатель: Не стоит забывать, что пластиковые бутылки выбрасывать желательно без пробок (крышек, пустые и конечно, лучше всего предварительно по ним потоптаться. Без пробок – потому что пробки сделаны из другого вида пластмассы и не перерабатываются, а топтаться по бутылкам нужно для того, чтобы сэкономить место в мусоровозе: чем меньше объема занимает мусор, тем меньше раз нужно машине съездить из города на завод. По этой же причине бутылки должны быть пустыми – они будут спрессовываться, а бутылку с замерзшей водой внутри сжать довольно сложно. Следующий вид контейнера, дети – это контейнер для стекла. В такие контейнеры можно выбрасывать бутылки, банки (лучше чистые и без крышек и этикеток, так как крышки могут быть из пластмассы и металла). Если банки разбились – не расстраивайтесь, все равно вашу банку разобьют во время переработки на заводе. А вы знаете, что оконное стекло лучше собирать отдельно, оно тоже идет на переработку, но смешивать с другими видами стекла его не желательно? (Один, два ребенка подходят к столу и берут из корзины «мусор» и кладут его в контейнер зеленого цвета).
Воспитатель: Но не весь мусор можно рассортировать по этим контейнерам. Как вы думаете, куда выбрасывается остальной мусор?
Примерные ответы детей: Весь остальной мусор мы выбрасываем в контейнеры для смешанного мусора.
Воспитатель: Правильно. В этот контейнер совершенно точно можно выбрасывать - пакеты от молока, соков и т. д., клейкую ленту, памперсы, обои, одноразовую посуду, пищевую фольгу, салфетки, липкую ленту для чистки одежды, зеркала, автомобильные стекла, столовую посуду, лотки от мясных продуктов и овощей, упаковочные коробки от тортов, фантики от конфет, пищевые отходы (остатки яблок, арбузные корки) упаковку для яиц. Мы перечислили много видов бытовых отходов, но не все. Вот, например, батарейки, энергосберегающие лампочки, куда же выбросить их?
Примерные ответы детей: Это все необходимо выбрасывать в специальные контейнеры.
Воспитатель: Но ведь если мы пройдем по городу, то вряд ли встретим такие контейнеры на улице. Где же мы будем их искать?
Примерные ответы детей: Такие контейнеры ставят в торговых центрах. Воспитатель: Совершенно правильно. Давайте спросим у Незнайки, а он очень внимательно нас все это время слушала, понял ли он, что теперь нужно делать с мусором?
Незнайка: Да, я все понял, вы очень хорошо и подробно мне объяснили. Прежде чем выбросить мусор нужно разделить его на группы: бумага, пластик, стекло и смешенный мусор, а затем сложить в соответствующие контейнеры. Спасибо.
Воспитатель: а сейчас посмотрим, как хорошо вы запомнили куда, что нужно выбрасывать. Для этого сыграем в игру «Мусорознайка»
Правила игры: Детей делят на 2 команды. Каждой команде дается полотно лото с «мусором» (с различными предметами). На столе лежат «мусорные карточки», детям необходимо правильно «выбросить» мусор - рассортировать предметы по полям лото с соответствующим видом мусора.
Воспитатель: Сейчас я и Незнайка посмотрим, что у вас получилось, как вы справились с заданием. (Воспитатель «разбирает» мусорные «контейнеры» и, если есть, исправляет ошибки и объясняет, после этого Незнайка прощается и уходит).
Воспитатель: Какие вы все молодцы. Правильно, нельзя смешивать отходы. Сортировка мусора значительно облегчает весь процесс дальнейшей переработки твёрдых бытовых отходов. Отправляя мусор в контейнер, не пожалейте несколько минут своего времени на то, чтобы каждая группа ваших бытовых отходов попала в нужный бак. В основе борьбы с отходами должен лежать раздельный сбор мусора.
Рефлексия:
Дети, о чем сегодня мы с вами говорили? Что нового и интересного вы узнали? Что вам понравилось и запомнилось? Что необходимо делать, чтоб было меньше мусора?
Литература:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 352 с.
2. Рунова М. А., Бутилова А. В. Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозайка – Синтез, 2006.
3. Гомарович Э. С. «Чем дышит город». М. : «Химия», 1990 4. Родионов С. К. и др. «Что такое мусор». М. : «Химия», 1991