Залина Василенко
Конспект беседы по искусству «Фруктовая лавка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогической мастерской для воспитателей ДОУ
«Формирование профессиональной компетентности воспитателя в направлении художественно-творческого развития
детей дошкольного возраста»
(2-й год обучения)
Беседа по искусству для детей старшего дошкольного возраста :
«Снейдерс Франс «Фруктовая лавка»»
Автор: Василенко Залина Таймуразовна
Публикация «Конспект беседы по искусству „Фруктовая лавка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 90».
2015-2016у. г.
Задачи:
• Вызывать у детей эмоциональное отношение к художественному изображению объектов окружающего мира, развивать способность чувствовать и откликаться на настроение, переданное художником в картине, формировать образное восприятие произведений живописи, умение «вживаться» в картину.
• Соотносить увиденное на картине с собственным опытом и своим настроением, возникающим при её просмотре.
• Продолжать развивать интерес к натюрморту как жанру живописи, обогащать словарь эмоционально - эстетическими и искусствоведческими терминами.
Оборудование и материалы:
• Мольберт с репродукцией картины или мультимедиапроектрор и электронной презентацией;
• Корзинка с грушами и салфетки;
Предварительная работа:
• Беседа «В чем прячется красота» (понятия о красивом и безобразном).
• Любование предметами и объектами окружающего мира; эстетическое наблюдение за объектами природы.
• Беседа «Искусство. Виды искусства. Люди искусства» ( триада понятий: «искусство – красота - радость»).
• Беседа «Натюрморт как жанр живописи».
• Знакомство с пособием «Три помощника художника».
Организация детей на занятии : полукругом вокруг картины, воспитатель выносит корзину с грушами, ставит ее на столик перед мольбертом и садится на уровне с детьми, у картины.
Ход:
1. Посмотрите, ребята, в окно - наступила поздняя осень. Как хмуро и неуютно сейчас на улице - ни солнца, ни ярких красок. И в нашей комнате тоже как-то невесело. А мне хочется вас сегодня порадовать. Я вам сегодня груши принесла. Вон в той нарядной корзинке. Посмотрите, какие они яркие, сочные. Понюхайте, чем пахнут? (солнцем, летом, радостью). Погладьте, какие они наощупь (гладкие, мягкие, тяжелые, немножко влажные наощупь). Давайте теперь их съедим. Вкусно? Душисто? Настроение улучшилось? Ещё бы! Только жалко, груш не осталось, одни воспоминания.
Вот так же думали в старину и наши предки. И придумали одну интересную вещь для того, чтобы сохранить ощущение лета, радости, душистого тепла.
(Открываем натюрморт)
Что это такое? (Натюрморт). Натюрморт – это картина, рассказывающая о чем? (О красоте предметов, нас окружающих; неживых предметов, потому что слово «натюрморт» означает «мертвая природа»). Как бы вы назвали эту картину? (варианты детей). Картина называется «Фруктовая лавка». А что такое лавка? Правильно, ребята, молодцы. Раньше так назывались магазины: мясная, овощная, фруктовая лавка и т. д.
Мы знаем, что натюрморт – это картина о предметах – предметах одежды, игрушках, вещах, которые могут уместиться на столе или полке, фруктах, овощах, мясе и рыбе, цветах и раковинах. А есть ли на этой картине живые существа? Есть. Кто это? Найдите их. (Это две женщины – покупательница и продавец). Скажите - кто покупает, и кто продает товар? Почему? Почему на них такая странная одежда? В далекую старину мода была другая. Кого вы видите перед женщинами? Куда смотрит собака? Лает на нас. На этой картине ещё два живых существа, найдите их (дерущиеся на столе обезьянка и белка).
Как же так? Мы знаем, что натюрморт – картина о неживых предметах, а на этой картине есть и люди, и животные. Так все же, к какому жанру живописи относится эта картина? Что это - пейзаж, портрет или натюрморт? (ответы детей). Ребята, как же нам разобраться в этой картине? Закройте глаза на минутку, теперь откройте. Что первым бросается вам в глаза? (ответы детей). Верно, первое, что мы видим- сам прилавок с фруктами и овощами.
Значит, это натюрморт.
Чем же притягивает нас эта картина? Почему её хочется долго рассматривать?
Композиция (построение картины). О композиционном центре мы поговорили – он помогает определить жанр. Однако важны и дополнительные детали – женщины, животные. Давайте попробуем их убрать. Что получится? Пропала живость, движение. Стало скучно, быстро теряется интерес.
Значит, в картине у художника нет ничего случайного - всё тщательно продумано и подчеркивает красоту друг друга.
Давайте посмотрим, как расположены фрукты и овощи на прилавке. Крупные, тяжелые овощи и фрукты расположены внизу под прилавком. Соблюдается контраст (противоположность) по цвету и по форме. Какие – то фрукты светятся на солнце, а какие – то прячутся в тени.
Мы уже познакомились с таким выразительным средством, как динамика (передача движения). Есть ли динамика в этой картине? Где? Движутся живые существа на картине, создавая контраст с неподвижными овощами и фруктами.
Интересная картина, правда?
Мы с вами полюбовались ею, рассмотрели ее, поговорили о деталях. А как вы думаете, легко ли художнику было выстроить такую композицию? А давайте, мы с вами попробуем выстроить свою. И понять, легко ли было художнику.
Посмотрите, сколько у меня разнообразных фруктов и овощей в корзине (воспитатель показывает на корзину с муляжами фруктов и овощей). Подумайте, как выстроить картину, что будет главным? Какими дополнительными деталями можно ее дополнить? Попробуем окунуться в мир творчества.
Последующая работа:
• Создание натюрмортов (аппликация, лепка, конструирование из бросового и природного материала, рисование)
• Дидактические игры ««Волшебные осколки» (Узнай натюрморт по кусочку); «Подбери цвета к натюрморту», «Составь натюрморт из частей», «Натюрморт – пазлы».