Филиппова Наталья Николаевна
Конспект беседы об осени в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект беседы об осени в подготовительной группе
Цель: формирование представлений об изменениях в природе в осенний сезон.
Задачи:
Образовательная: обобщать представления об осенних признаках в природе : изменение солнца, воздух, ветер, осадки (мелкий, нудный, мусящий, почва, туманы, растения (краснеют листья, ольха имеет зеленый цвет, который теряется осенью, осина, рябина, черемуха, клен - краснеют, лиственница - единственное хвойное дерево, которая последней теряет листву, причина - мягкая листва, поэтому требует много влаги); птицы: улетают последним водоплавающие, из насекомоядных остаются: синички, дятлы, живут в трещинках деревьев; животные: медведь готовится, добывает больше корма для того, чтобы накопить жира, перед выпадение первого снега они пятятся и ложатся в берлогу.
Публикация «Конспект беседы об осени в подготовительной группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Развивающая: развитие речи, памяти, анализирующее восприятие.
Воспитательная: воспитание интереса к сезонным явлениям в природе, уважение и бережное отношение к живому.
Словарная работа: листопадник - начинается расцвечивание листвы, грязник - дождей много, листья преют, темник - длинные ночи, листья опали.
Предварительная работа: серия наблюдений в осенний сезон за неживой и живой природой и их взаимодействием; работа с календарем природы (2 раза в день); труд на участке; рассматривание иллюстраций и картин; знакомство с приметами народной мудростью, загадками; проведение дидактических игр по теме "Вершки и корешки", "Чьи детки на ветке", "Найди по описанию".
Материал: иллюстрации, календарь природы
Ход:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
В: Ребята, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?
Д: Это немного грустное стихотворение об осени.
В: А почему грустное?
Д: А это стихотворение немного грустное, потому что осенью солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.
В: Правильно. Сегодня мы с вами будем беседовать об осени.
В: Ребята, сколько месяцев в году?
Д: 12.
В: Молодцы. А теперь назовите времена года.
Д: Осень, зима, весна, лето.
В: Верно. Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?
Д: К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.
В: Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?
Д: Листопадник.
В: А почему?
Д: Потому что с деревьев опадают листья.
В: Верно, а еще начинается расцвечивание листвы, потому что солнце светит меньше, воздух охлаждается, дождей много, но не впитывается в землю.
В: Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?
Д: Грязник.
В: Правильно, грязник. А почему?
Д: Потому что много дождей, грязи много.
В: Верно, а еще листья преют. Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.
В: Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?
Д: Темник.
В: Правильно. А почему?
Д: Потому что на улице начинает все раньше темнеть.
В: Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее, потому что солнце реже появляется, поздно встает, рано уходит. Почему появляются холодные ветра?
Д: Ветер - это движение воздуха, а воздух становится холодным, потому что солнце не греет.
В: Что происходит с растениями осенью?
Д: С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья, березы, ивы, тополя. Краснеют листья рябины, черемухи, осины. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.
В: Почему у деревьев и кустарников расцвечивается листья?
Д: Не хватает света, солнце светит мало.
В: Постепенно начинается листопад. Раньше других деревьев сбрасывают листья старые тополя. Затем опадают листья рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы. А что происходит с кустарниками? Почему у них начинается расцвечивание листвы?
Д: Не хватает света.
В: Почему в сентябре начинается листопад?
Д: Появляются первые заморозки, чем больше заморозков, тем обильнее листопад.
В: Что происходит с травами и цветами?
Д: Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.
В: Почему осенью бывают частые туманы?
Д: Земля теплая, воздух холодный.
В: А что же происходит с насекомыми?
Д: Осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.
В: А что же происходит с птицами?
Д: Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края. Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми.
В: Назовите этих птиц.
Д: Это кукушки, соловьи, ласточки, стрижи.
В: А какие насекомоядные птицы остаются зимовать?
Д: Синички, дятлы.
В: Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы. Назовите этих птиц.
Д: Это утки, гуси, кулики, лебеди.
В: Правильно. Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.
В: Ребята, какие дикие животные готовятся к зиме?
Д: Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, желуди, нагуливает на зиму жирок, перед выпадение первого снега они пятятся и ложатся в берлогу. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние.
В: А почему они меняют шубки?
Д: Они меняют шубки, чтобы хищные животные не увидели их, т. к цвет подходит к зимней природе.
В: Ребята, осень еще называют «сезоном урожая». Как вы думаете почему?
Д: С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту. Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку. В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью.
В: А почему нижнюю часть деревьев красят известью?
Д: Для того, чтобы обезвредить насекомых.
В: Молодцы, ребята. А теперь я вам предлагаю поиграть в игру "Зимующие и перелетные птицы". Но прежде чем начать играть, я напомню правила. Я буду показывать картинку с изображением птицы, а вы будете говорить, как зовут птицу и к какой группе относится, к перелетным или к зимующим. Раз, два, три - игру начни.
В: Ребята, что сегодня нового вы узнали? Что вам было сложно? Что легко? Что показалось вам интересным?
В: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо занимались, отлично отвечали на вопросы.