Лариса Яричевская
Конспект арт-терапевтического занятия «Друзья для осьминожки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Друзья для Осьминожки».
Цель: Стабилизация эмоционального фона детей путем использования методов арттерапии посредством занятий народным декоративно-прикладным искусством (в процессе изготовления игрушки из ниток).
Задачи:
Образовательные:
*Обучать технике изготовления игрушки из ниток.
*Формировать умение детей наматывать нить на основу.
*Закреплять умение детей работать с план - схемой изготовления игрушки.
*Ознакомить детей с особенностями
Темочки:
- Арт-терапия в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осьминоги и осьминожки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
*Обучать корректному общению и положительным взаимоотношениям со сверстниками,
умению сопереживать окружающим.
*Формировать у детей умения и навыки правильного физиологического дыхания.
Коррекционно-развивающие:
*Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение) и фантазию.
*Развивать мелкую моторику рук, тактильно-кинестетическую чувствительность и плавные
движения всего тела.
*Развивать творческие способности.
*Развивать восприятие и умение следовать заданным инструкциям.
*Способствовать возникновению у детей ощущения психологического комфорта,
защищенности, радости, успеха.
*Способствовать стабилизации эмоционального состояния и развития детей.
*Способствовать повышению самооценки у детей.
*Способствовать снижению эмоционального напряжения, мышечных зажимов и
расслаблению.
Воспитательные:
*Воспитывать положительное отношение к себе, сверстникам и
окружающим.
*Воспитывать самостоятельность и умение работать в группе.
Направление – коррекционно-развивающее;
Группа – 4 класс;
Форма организации – фронтальная, индивидуальная.
Тип занятия – комбинированное.
Количество детей – 8;
Оборудование: пластиковые подносы, морские камушки и ракушки, картинки: акула, морской конек, осьминог и другие обитатели моря; загадки о морских животных, схема изготовления осьминога, корзинка с разными видами ниток, на каждого ребенка тарелочка содержимым: ножницы, клей, цветная салфетка, атласные ленты, кружево, глазки, язычки, фетр, синтепон, основа для наматывания, салфетка полотняная; ширма оформленная в виде морского дна, ноутбук, проектор, экран.
На занятии применяются следующие технологии:
* Здоровьесберегающие,
* игровые,
* технология активного (деятельностного) обучения.
Методы, используемые в работе с детьми:
1. Метод изотерапии.
2. Релаксация.
3. Психогимнастика.
Ход занятия:
Организация/ цель Содержание
• Вводная часть:
1.1. Игра «Мастерская у моря»
Цель: создание эмоционально-положительного настроя в детском коллективе. - Здравствуйте ребята, посмотрите какой сегодня тёплый и солнечный день! Я приглашаю вас в «Мастерскую у моря». Проходите и занимайте любое понравившееся вам место.
1.2. Психогимнастика «Мы на море»
Цель: формирование у детей умения и навыков правильного физиологического дыхания,
обогащение мозга кислородом, расслабление, снятие мышечных зажимов. - Ребята, оглянитесь вокруг, что вы видите? Море, пляж, солнышко.
- А давайте повеселимся, и представим, что мы с вами морские волны. (Дети изображают волны, плавно двигая руками).
- А теперь, представим, что мы чайки. Мы летаем и красиво кричим А-А-А. (Дети машут руками, как крыльями).
- А теперь, мы с вами морской ветерок, (дети поднимают руки вверх и плавно машут ими из стороны в сторону). Морской ветерок дует теплый и нежный. Мы морской бриз.
- Теперь представьте, что мы морские камушки, мы греемся на солнышке, нам очень тепло и уютно, а шалун ветерок нагнал на нас морскую волну, и она окатила нас прохладной морской водой. Почувствовали?
- Сделайте глубокий вдох носом, почувствовали свежий соленый запах моря, и медленный выдох ртом. (Дети выполняют дыхательные упражнения.)
- Понравилось? Очень приятно находиться на море.
- Ребята, отгадайте загадку:
Маскируюсь я умело,
Цвет меняю так же смело,
Восемь ног и голова,
Отгадайте, кто же я?
( Ответ: Осьминог)
• Основная часть:
2.1. Игровая ситуация
«Письмо от Осьминога»
Цель: введение в игровую ситуацию, повышение мотивации, развитие любознательности, воображения и фантазии. - А теперь, дети, послушайте стихотворение:
Живет в океане большой осьминог,
Он очень печален, всегда одинок,
Он плавает ночью, а днем больше спит,
Поэтому часто он очень грустит.
Друзей у него не бывает совсем,
В пещере запрячется он от проблем,
И так проживает за годом он год,
Но друга себе так и не заведет.
- Ребята, сегодня собираясь, к вам в гости, я по электронной почте получила письмо от осьминога : «Дорогие дети! У меня нет друзей, мне очень скучно и одиноко. Помогите мне, пожалуйста!» Как мы сможем ему помочь? (выслушать ответы детей).
- Правильно ребята вот он наш симпатичный осьминожка, который просил нас о помощи. Ребята, скажите мне, из чего он сделан? (из ниток) Я сейчас раздам вам нитки (педагог раздает нитки и предлагает их рассмотреть).
Педагог показывает нитки и спрашивает у детей:
- Кто знает, как называются эти нитки и что
(педагог показывает клубок шерстяных ниток).
- Правильно, это пряжа для вязания.
Так из каких ниток мы будем делать осьминога? (из толстых, шерстяных).
- Но прежде чем мы начнём работу, давайте познакомимся с этими удивительными существами и ознакомимся с этапами изготовления осьминога из нитей.
2.2. Арт-терапевтическое упражнение с использованием техники вязаная аппликация
«Друзья для Осьминожки»
Цель: развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, фантазии и воображения. Повышение уверенности в себе. Теоретическая часть:
- Осьминоги - это самые известные моллюски. В основном, они живут на морском дне, но некоторые виды живут на большой глубине в самой толще воды. Головоногими их называют потому, что их ноги прикреплены к голове
Я однажды спросил осьминога :
- Осьминог, тебе ножек не много?
Ну зачем одному восемь ног?
И ответил тогда осьминог :
Заблуждаешься ты, добрый друг!
Ноги ты посчитал вместо рук,
А у нас есть и руки, и ноги,
Мы совсем не просты, осьминоги!
Вы с ребятами вместе считайте:
Сколько ног? Сколько рук? Угадайте
- А вы как думаете, щупальца осьминога-это руки или ноги?
Это его и руки, и ноги. У осьминога две ноги и шесть рук. Ногами осьминог отталкивается от дна, передвигается, а руками захватывает добычу. На щупальцах осьминога есть присоски, они расположены в два ряда, всего же присосок примерно две тысячи. Каждая присоска может удерживать около ста граммов груза, и осьминоги могут с помощью присосок удерживать груз весом в двести килограммов. Некоторые осьминоги очень ядовиты. В опасной ситуации осьминоги могут впрыскивать в воду непрозрачную жидкость-чернила, от которых вода мутнеет и дает осьминогу возможность улизнуть от врагов
Есть у осьминогов одна интересная особенность, из-за того, что у них нет скелета, они умеют менять свою форму: могут распластаться на дне, замаскировавшись под рыбу камбалу. А еще они могут проплывать в шестисантиметровое отверстие или спрятаться в емкость, которая в четыре раза меньше, чем сами осьминоги.
Представляете, ребята, у осьминогов есть три сердца : два из них прогоняют кровь через жабры, а третье прогоняет кровь по телу.
У осьминогов нет ушей, но они слышат.
В случае опасности осьминоги могут оторвать себе щупальце, как ящерица отбрасывает хвостик.
Осьминоги могут передвигаться по суше, хотя дышат жабрами
Зрачки у них прямоугольной формы
Если осьминога испугать, то он побелеет, а если разозлить, то покраснеет
Осьминоги очень умные и даже поддаются дрессировке! Они могут различать цвета, форму предметов и запоминать людей.
- Интересно было? А вы знаете что-то интересное про осьминогов?
Практическая часть:
Беседа.
- Чтобы изготовить осьминога из ниток, нужно знать, как это сделать, а для этого у нас есть пошаговый план работы:
• Рассмотреть образец
• Определить форму и количество деталей
• Определить последовательность изготовления осьминога.
• Определить приемы и способы
• Сделать поделку
• Добавить что-то необычное, не такое, как у всех
Педагог знакомит детей с план - схемой изготовления осьминога из ниток (см. приложение 1).
Инструктаж по ТБ
• При работе с ножницами.
• При работе с клеем.
(Приложение 2)
Пальчиковая гимнастика «Осьминог»,
-Подготовим наши пальчики к работе:
Осьминог сидел на суше,
Осьминог конфетки кушал :
Красную конфетку
Подарили детки,
Желтую конфетку
Дали две креветки.
Синюю - улитки,
Белую - дельфины,
Полосатую конфетку
Отдали пингвины!
- Ребята, посмотрите, на столе находится всё необходимое для работы. Занимайте любое понравившееся место за столами, выбирайте нитки любого цвета и приступайте к работе. (Звучит легкая спокойная музыка, дети совместно с педагогом выполняют осьминогов из пряжи).
Упражнение «Осьминожки отдыхают»
Дети лежат на ковре.
Цель: релаксация, обучение технике правильного дыхания, стабилизация эмоционального фона, стимуляция сенсорной деятельности детей,
создание радостной эмоционально положительной атмосферы в группе. - Дети, посмотрите, сколько друзей-осьминогов мы с вами сделали! Все они такие разные и симпатичные, думаю, наш гость будет очень доволен! Молодцы, осьминог благодарят вас, ему очень понравилось у вас в гостях.
- А теперь, дети, возьмите каждый своего осьминога и давайте пофантазируем. (Включается спокойная музыка с шумом волн)
- Осьминожки отдыхают, качаются на волнах, слушают, как шумит море. Вам спокойно и хорошо. Делаем глубокий вдох носом и медленный выдох ртом. Не забываем про свое дыхание. Смотрим на небо, какие красивые облака плывут, дует теплый морской ветерок. Он ласково дотрагивается до вас. Ветерок погладил вам щечки, носик и лоб. Дотронулся до ног. Озорник морской ветерок пробежался с легкой прохладой по животу. Нам очень хорошо, мы отдыхаем и успокаиваемся. Сделали глубокий вдох носом, задержали дыхание и выдох через рот. (Повторить вдох-выдох 3 раза).
- Теперь встали и подошли все к столу.
- Сейчас мы с вами будем создавать осьминогов из ниток.
Заключительная часть:
«Беспроигрышная лотерея».
Цель: создание радостной эмоционально положительной атмосферы в группе, создание условий для мотивации и стимуляции деятельности обучающихся,
Подведение итогов работы. В беспроигрышную лотерею
Вас приглашаю поиграть –
Разгадывать должны быстрее,
И сладкие подарки принимать!
- Наше занятие подходит к концу. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать
Приложение 1.
План-схема изготовления осьминога из нитей
Для изготовления осьминога понадобятся :
• нитки двух цветов (здесь взяты голубые и белые нитки);
• ватный шарик (около 3 см в диаметре) или синтепон;
• фетр белого, чёрного и красного цветов или пластиковые глазки для игрушек;
• ножницы;
• прозрачный клей для ткани;
• лист картона или бумаги.
Как изготовить осьминога из ниток :
1. Нарежьте из шерсти 72 нитки (длиной примерно 25 см).
2. Свяжите между собой нарезанные нитки ниткой другого цвета.
3. Подровняйте нитки с помощью ножниц.
4. Вложите внутрь ватный шарик и разровняйте нитки так, чтобы ватный шарик не было видно. Если у вас нет ватного шарика можете изготовить шарик из синтепона.
5. Свяжите нитки под ватным шариком как можно туже ниткой такого же цвета.
6. отделите 9 ниток от остальных.
7. Отделите с помощью бумаги отобранные нитки от остальных, чтобы они не мешались и начинайте завязывать косичку.
8. Сплетённую косичку свяжите в конце ниткой другого цвета.
9. Точно также сплетите остальные косички.
10. Если у вас нет готовых глаз и язычка, то вырежьте из чёрного и белого фетра кружочки для глаз и из красного
фетра дугу для рта.
11. Приклейте глаза и рот к голове осьминога с помощью клея для ткани. Сделайте ему причёску и осьминог готов!
Приложение 2.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Приложение 3.
Беспроигрышная лотерея:
Загадки о морских обитателях с ответами
1. Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть. (дельфин)
2. Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит —
Так живет на свете. (кит)
3. Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
4. Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
5. Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей. (краб)
6. И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме. (черепаха)
7. Он огромный, толстокожий,
А по виду — с рыбой схожий.
Вверх фонтан воды летит —
Так приветствует всех. (кит)
8. Есть лошадка, что не пашет,
И-го-го она не скажет,
Молча плавает в воде,
Прячется в морской траве,
То ли рыба, то ль зверек?
Кто это (морской конёк)
9. Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба (камбала)
10. Эта птица любит море.
Жить привыкла на просторе.
В море синее нырнет -
Рыбку в клюве принесет.
Что за птица? Угадай - ка!
Знают все, что это (Чайка).
Приложение 4.
Физкультурная минутка (пальчиковая игра).
Много ног у осьминога (поочередно шевелить пальцами обеих рук).
Все по- своему важны (сжимать и разжимать ладони в кулак и обратно!
Массажируем и загибаем каждый палец, имитируем соответствующее ему действие
Эта ножка — держит ложку (круговые вращения кистями рук)
Две — чтоб бегать по дорожке (пальчики «бегают»,
Третьей — шляпу примерять (сжать кулаки, поднимать и опускать руки вверх над головой,
А четвёртой мяч гонять;
Пятой —кисточку держать (показываем, как держать кисточку,
Шестой книжку полистать,
А седьмая и восьмая — чтоб ракушки собирать.
Ножки у осьминожка дружные, все такие нужные.
Щупальца осьминога
Пальцы сжаты в кулачки и развернуты к себе. Слова произносим четко!
• Много ног у осьминога (поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы — 1-я позиция).
• Все они ему нужны (пальцы в обратном порядке сгибаются в кулак — 2-я позиция).
• Заменяют ему руки (1-я позиция).
• Очень ловкие (2-я позиция) они (кулачки повернуть на себя и одновременно их раскрыть).