Елена Карпова
Конспект «Перелётные птицы».
Тема: «Перелётные птицы»
Задачи: - развивать логическое мышление- формировать причинно – следственные связи и закономерности в природных явлениях;
- расширять представления о перелётных птицах;
- знакомить с народными приметами и литературными произведениями о птицах;
- развивать речь детей;
- развивать чувство сопричастности к окружающей природе
Публикация «Конспект „Перелётные птицы“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Наглядный и дидактический материал:
Карточки с изображением перелётных птиц – 10 шт., мяч, Д/И «Чьё гнездо?», картинки птиц, ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.
Ход занятия:
Чтение стихотворения.
Листья осенью облетают,
Высыхает трава на болотах,
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отлёту.
И, прощаясь с родными местами,
С золотыми берёзками, ивами,
Долго кружат они над лесами,
Над крутыми речными обрывами,
Возвращайтесь, птицы, весною,
Когда зеленью лес оденется,
Зашумят молодой листвою
Каждый куст и каждое деревце.
Беседа о перелётных птицах.
а) Знакомство с соловьём.
На наборном полотне размещают предметные картинки с изображением птиц : скворца, журавля, жаворонка, лебедя, иволги, грача, трясогузки, соловья, ласточки, кукушки. (Дети отгадывают загадку и находят ответ на наборном полотне.)
Маленький певец лесной,
Лучше всех поёт весной. (Соловей.)
Почему так говорят: «У соловья волшебное пение, да скромное оперение?»
Да, пением соловья заслушаешься… А вот окраска у него простенькая. Все его перышки окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлеет и переходит в белый. Большие тёмные глаза придают соловушке особую прелесть. Гнёзда они свои вьют около земли - в кустах смородины, крыжовника. В начале сентября эти птицы улетают в Африку на зимовку. Перелетая, лакомятся в лесах созревшими ягодами.
Какие народные приметы о соловье вы знаете? (Ответы детей).
Какие пословицы и поговорки о соловье? (Ответы детей).
Игровое упражнение «Кто больше назовёт птиц?»
(Игра проводится с мячом.)
б) Знакомство со скворцом.
- Кто из птиц умеет подражать пению жаворонка?
Он прилетает каждый год
Туда, где его домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (Скворец.)
- Скворец может подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. В неволе скворец может подражать человеку – говорить отдельные слова, фразы. Его голос похож на треск, бормотание, верещание. У него прямой длинный клюв, чёрный у самочки и ярко- жёлтый у – самца. Клювом они добывают червяков из земли. А как только похолодает и все насекомые исчезают, а черви прячутся глубоко в землю, скворцы улетают на юг. А где селятся скворцы? (в скворечниках, дуплах, под крышами домов.)
- Какие пословицы и поговорки о скворце вы знаете?
- Послушайте скороговорку о скворце. (Потом дети её учат)
Скроил скворец сороконожке
Сороконожкины сапожки.
Сошьёт скворец исправно в срок
Все сорок скроенных сапог.
Д/И «Чьё гнездо?»
(Играют за столами)
Физминутка «Птицы летят».
(См. занимательный материал.)
Изготовление шапочек – масок для подвижных игр.
(Дети вырезают птиц и наклеивают их на полоски – шапочки.)
Итог занятия.