татьяна шевченко
Конспект занятия «Рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова к сказке В. Бианки «Лис и мышонок» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Учить детей внимательно (детально) рассматривать иллюстрацию и делать по ней описание, понимать её настроение, основной замысел (о чём, выделять основные средства выразительности (цвет, композицию). Развивать эстетическое видение, умение анализировать картину.
Активизировать словарь: цвет оранжево-красный, цвет горячий, яркий, полыхающий, мерцающий.
Воспитывать интерес к живописи, формировать эстетическое восприятие; любовь и бережное отношение к животным, определять и называть их особенности, характер.
Публикация «Конспект занятия „Рассматривание иллюстраций Ю, А, Васнецова к сказке В, Бианки „Лис и мышонок“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Васнецов Ю.А., художник иллюстратор для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мышь. Все о мышках для детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Активизация словаря: хитрый, ловкий, плутоватый, любопытный (лис, хозяйственный, умный, немного пугливый (мышонок).
Предварительная работа:
1. Встреча с художницей Н. Н. Ильиной, экскурсия на выставку работ художников г. Вятские Поляны в художественную школу.
2. Загадывание загадок на тему животных (лиса, мышь).
3. Предварительное рассматривание книги В. Бианки «Лис и мышонок», чтение её.
4. Игровое упражнение «Подбери красивые слова» к словам «Шубка», «Луч», «Солнышко».
5. Наблюдение в окружающем за оранжево-красным цветом: яркий, контрастный, насыщенный, мерцающий, золотистый, полыхающий.
Методические приёмы:
Чтение, беседы по определенным иллюстрациям, вопросы:
- что изображено на иллюстрации?
- как разместил художник книги героев?
- какими изобразил художник лиса и мышонка?
- какое настроение исходит из картинки?
- что в картине самое красивое, сразу бросается в глаза?
Тактильно-чувственный метод.
Метод акцентирования деталей.
Приём «Мысленного вхождения в картину».
Приём рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.
Игровой момент, сюрпризный момент.
Ход занятия:
Дети садятся полукругом, на стульчиках, перед ними мольберт, указка.
Воспитатель: Дети, вы ничего не слышите? Кажется, кто-то пищит? А где? Понять не могу. (смотрит по сторонам и находит мышонка, мягкая игрушка, который сидит на сундучке сюрпризов).
- А-а-а! Вот это кто! Что ты тут делаешь?
Мышонок: (воспитатель же). Открой сундучок сначала.
Воспитатель открывает сундучок и показывает детям.
- Что здесь, ребятки? Книжки.
- Правильно. Но мы с вами её уже видели.
Мышонок: А я не видел! А так хочется узнать, что в этой книге. Кажется, она про меня?
Воспитатель: Да, она про тебя, а ещё про Лиса. Ребятки, давайте мы ещё рассмотрим эту книгу и прочитаем её. Хотите? А ты, мышонок, смотри внимательно и слушай.
Воспитатель читает книгу и медленно переворачивает страницы, давая возможность рассмотреть иллюстрации.
Воспитатель: Нравится, дети, вам эта книга? А тебе, мышонок? Эту замечательную книгу написал В. Бианки, она называется «Лис и мышонок».
- Дети, а чем вам понравилась эта книга?
- Она красивая, в ней много картинок?
- Правильно. А представьте себе, что на белых листочках этой книги написаны только буквы и больше ничего. Вам интересно было бы рассматривать такую книгу?
-Нет!
Воспитатель: А вот в этой книге много рисунков и иллюстраций. А кто же вам эту книгу нарисовал?
- Художник!
- Правильно! Имя и фамилия этого художника Юрий Алексеевич Васнецов.
Воспитатель: Давайте, очень внимательно рассмотрим одну из иллюстраций и ты, мышонок, смотри.
- Что изображено на картинке?
-Лис, солнышко, мышонок, ягодки.
А какое здесь время года?
-Лето.
Как вы догадались?
Воспитатель: Как разместил художник книги Ю. А. Васнецов героев книги?
- Напротив друг друга, лис слева, мышонок справа.
- А что вы видите в центре рисунка?
- Солнышко.
- Какого цвета больше на иллюстрации?
- Оранжевого.
- Правильно. Это тёплые цвета.
- А есть ли на этом рисунке холодные цвета?
- Есть.
- Покажите, где? Что это?
- Луч.
- Холодный тон туча передаёт нам настроение мышонка – его тревожное ожидание.
Воспитатель: А как вы думаете, каким по характеру изобразил художник лиса?
Воспитатель закрывает белым листом бумаги мышонка, солнышко, оставляя только лиса.
- Хитрым, плутоватым.
Воспитатель: Каким цветом изобразил художник шубку у лиса?
- Оранжево-красным.
- Правильно. Это горячий цвет, яркий, полыхающий, мерцающий.
- Шубка пушистая у лиса?
- Как художник показал, что у лиса шубка пушистая?
Воспитатель подходит к каждому ребёнку и пушком проводит по щеке.
- Вот какая пушистая шубка.
- А каким по характеру художник изобразил мышонка?
Воспитатель закрывает белым листом бумаги лиса.
- Трудолюбивый, пугливый, умный.
- Какого цвета у мышонка шубка?
- Серого.
Воспитатель открывает весь рисунок.
- А что вы можете сказать о луге?
- Что вам больше всего понравилось в этой иллюстрации?
- Какое у вас возникает настроение, когда смотрите на эту иллюстрацию?
Воспитатель: А хотите очутиться на этой картинке, на этой лужайке, возле норки мышонка?
- Закройте глаза, я знаю волшебные слова (эники-беники-упс). Вот мы уже на этой лужайке. Что вы слышите? (дети садятся на пол).
- Жужжат пчёлы, стрекочут кузнечики, поют птицы.
- Вот ёлочка, потрогайте её. Что чувствуете?
- Потрогайте траву, понюхайте цветочки.
- А вот и норка мышонка. Ой, а мне туда не войти. Я слишком великовата для такой норки. Войдите вы в норку и посмотрите, как там живёт мышонок? Что у него там есть? Как вас встретил мышонок?
- Можете открыть глаза и сесть на стульчики. Рассказывайте!
Дети: В норке есть кроватка, стол, стул…
Воспитатель: Как интересно вы рассказали. Понравилось тебе, мышонок?
- А теперь посмотрим, что увидел в норке у мышонка Ю. А. Васнецов.
Воспитатель открывает эту иллюстрацию.
Воспитатель: Дети, вам понравилась иллюстрация?
Дети: Да.
Воспитатель: А кто вам больше всего понравился?
Дети: отвечают.
Воспитатель: А хотите узнать, что мне больше всего понравилось в иллюстрациях художника Ю. А. Васнецова?
- Эти рисунки мне очень понравились тем, что написаны яркими, сочными красками. Особенно мне понравилась шубка у лиса – она изображена оранжево-красным цветом, полыхающим, как огонь, горячим. Цвет плавно переходит от жёлтого на животе лиса до тёмно-красного на спине. Шубка у лиса пушистая. А ещё мне понравился луг, изображённый на иллюстрации. Он, как зелёный ковёр, пёстрый и яркий, как радуга, омытый дождём. На этих рисунках Васнецова много простора, воздуха.
А ещё мне понравилось то, что художник весело, по доброму изобразил своих героев, потому что их любит. Васнецов показывает характер своих героев с доброй стороны. Лис, хитрый, плутоватый, вроде бы враг мышонка. Но на этих иллюстрациях мы не видим, что мышонок его боится. Он всё предусматривает. И в конце концов лис не сможет ничего с мышонком сделать.
Воспитатель: Ой, а мышонок хочет вам что-то сказать. Что? А-А, у тебя в сундучке есть ещё один сюрприз?
Воспитатель достаёт горшочки, кувшинчики для рассматривания детьми на полочке красоты.