Шапран Ирина
Конспект ООД для детей 6–7 лет «Вода — растворитель веществ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
Воспитателя ЧДОУ
«Детский сад № ОАО «РЖД»
Шапран Ирины Викторовны
Тема: «Вода – растворитель веществ»
Возрастная группа : старшая группа (6-7 лет)
Форма организации (подгрупповая)
Наглядные средства:
Презентация «Вот она какая – вода!»,
музыкальные шумы «Звуки природы».
ЗАДАЧИ:
Уточнить представления детей о свойствах воды : прозрачная, бесцветная, без запаха, вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы.
Публикация «Конспект ООД для детей 6–7 лет „Вода — растворитель веществ“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Выявить вещества, которые растворяются в воде.
Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием.
Совершенствовать уровни восприятия анализаторов: слуха, обоняния, ощущения через обследования воды.
Активизировать речь: жидкость, моря, океаны, родник, колодец, град, фильтр, краситель.
Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию, воспитывать наблюдательность, внимание, эмоциональный отклик к окружающему.
Материалы и оборудование: таз с водой, стаканы, воронки. Алгоритм выполнения опыта «Соломинка, пипетка» : клеёнка, стакан с водой, чайные ложки, пипетки, соломинки для коктейля, речной песок, сахарный песок, соль, гуашь, мука, масло подсолнечное, вата, марля.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о воде, прослушивание диска «Звуки природы», беседа с детьми: «Вода в жизни растений, животных, и людей», настольные игры о воде.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей подойти к себе и встать в кружок.
(Дети подходят.)
Воспитатель: Ребята, чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем говорить, я вам загадаю загадку:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды.
Жить нельзя нам без…
(воды)
Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
- Для чего нам нужна вода? Где мы её можем увидеть?
Дети: Вода нужна, чтобы умываться, пить, купаться. Она нужна людям, растениям, животным. Реки, моря, дождик – это тоже вода.
Презентация «Вот она какая – вода!»
Воспитатель: Правильно. Вода – это жидкость. Она нужна на небе и на земле. Растения надо поливать водой, иначе они засохнут.
Животные пьют воду, а некоторые, например, рыбы в ней живут.
Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, закаливаться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды.
Так же вода есть и на земле. Это реки, озёра, пруды, моря и океаны. Под землёй есть также вода, там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и из глубины подымают воду вёдрами. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – тогда получается родник.
Вода есть и на небе. Ребята, а где вода на небе?
Дети: Облака, тучки. Вода на небе в виде облаков - это дождик, а когда холодно вода замерзает и получается снег или град.
Воспитатель: Правильно. Вода может и звучать по-разному.
Послушайте звуки воды. ( фонограмма: море, дождь, водопад).
А сейчас я хочу рассказать вам сказку про двух осликов. Хотите послушать? Однажды солнечным утром два ослика встретились на мосту, они несли на себе поклажу. У одного ослика в тюках была соль, а у другого песок. Мостик был старый и когда ослики встретились на середине, мостик провалился и два ослика упали в реку. Первый ослик, который вез соль быстро выбрался из воды, а второй ослик, который вез песок, долго не мог выбраться и чуть не захлебнулся. Ребята, как вы думаете почему ослик, который вез соль выбрался быстрее, чем тот который вез песок. (ответы детей).
А давайте мы с вами это проверим с помощью эксперимента.
Воспитатель: Перед тем, как начать работу, ребята, давайте вспомним с вами правила работы: можно ли пробовать вещества на вкус?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: Есть опасность отравиться.
Воспитатель: Можно ли нюхать?
Дети: Можно, только осторожно направляя запах ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.
.
Воспитатель: Вода - растворитель! В ней можно растворить различные веществ? Как вы думаете какие, назовите?
Дети: соль.
Давайте теперь проверим на опытах, все ли вещества, которые лежат у вас на столах растворяются в воде?
Давайте мы попробуем растворить соль. Вот у вас стакан с водой, посмотрите и определите, какая там вода? ( Дети: вода прозрачная, бесцветная, холодная, без запаха).
Правильно. Возьмите ложку соли, положите его в стакан с водой. Хорошенько помешайте ложкой. Посмотрите и скажите, что у вас получилось? ( Дети: соли не видно).
Правильно, соль растворилась в воде и ее не видно. Вода осталась прозрачной, бесцветной.
Давайте попробуем растворить песок, какой песок вы ещё знаете?
Дети: Песок из песочницы, песок около речки.
Воспитатель: Это речной песок. Он бывает разного цвета. Возьмите ложку и положите речной песок в стакан с водой, хорошенько помешайте. Посмотрите внимательно и скажите, что у вас получилось?
Дети: вода стала грязная, мутна, серого цвета.
Воспитатель: Всё правильно. Вода стала не прозрачная, мутная, если больше не мешать, то песок осядет на дно.
Вывод: речной песок в воде не растворяется.
Воспитатель: а давайте попробуем эту грязную воду очистить, как вы думаете, что можно сделать?
Дети предлагают варианты.
Воспитатель: Давайте попробуем очистить эту воду с помощью фильтра. Фильтром может быть: вата, марля, специальная фильтрованная бумага. Есть и специальные фильтры для воды. Нам в квартиры вода поступает после определённых очищений, а потом её всё равно надо фильтровать.
Воронку опустить в чистый пластиковый стаканчик. Положить вату в воронку, накрыть кусочком марли и потихоньку перелейте воду с песком в этот стаканчик. Что получилось?
Дети: Грязь и песок остались на вате. Вода стала чище.
Воспитатель: так почему ослик, который вез соль быстрей выбрался из воды, чем тот который вез песок?
Вывод: соль растворилась в воде, и поклажа стала легкой, поэтому ослику стало легко, а песок в воде не растворился и второму ослику было трудно выбираться из воды.
Воспитатель: Мы с вами продолжим и посмотрим, что же ещё растворяется в воде.
Вот у вас на столе стоит гуашь. Давайте положим чуть-чуть краски в стакан с чистой водой, помешаем. Что же теперь получилось?
Дети: Вода стала красной, синей, зелёной…
Воспитатель: Вода приняла цвет краски. Вот за этим столом краситель красный и вода стала красного цвета, а за этим синий и вода стала синего цвета.
Вывод: краска растворилась в воде и окрасила воду. Вода стала красного и синего цвета.
Давайте её попробуем профильтровать и посмотрим, что у нас получится?
Возьмите фильтр (вату или марлю) и эту воду, которую вы покрасили пропустите через него и посмотрите, что у вас стало?
Дети: вата стала красного, синего, розового цвета.
Воспитатель: Большая часть краски осталась на фильтре. Вода стала светлее, но не совсем прозрачная. Можно сделать вывод, что краситель растворился в воде.
Ребята в маленьком стаканчике какая - то жидкость. Посмотрите, потрогайте, понюхайте, что это?
Дети: это масло подсолнечное.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Это масло подсолнечное. Давайте посмотрим, растворится ли оно в воде. Возьмите каплю масла и капните им в воду, помешайте ложкой, подождите и посмотрите, что же стало с водой и маслом?
Дети: Капли масла остались на воде. Вывод: масло не растворилось в воде, а плавает в виде жёлтых капель на поверхности воды.
Теперь мы его попробуем отфильтровать. Что для этого мы должны сделать?
Дети: возьмём пустой стаканчик, положим туда фильтр и будем пропускать воду с маслом. Что же у нас получилось?
Вывод: масло хорошо видно на вате, вода стала прозрачной.
Вода хорошо от фильтровалась, следы масла хорошо видны на фильтре.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что это за белый порошок лежит у вас?
Дети: мука.
Воспитатель: Потрогайте его. Да это мука, давайте растворим её. Хорошенько помешайте ложкой, подождите. Посмотрите, что у нас получилось?
Дети: Вода мутная.
Воспитатель: Правильно. Вода в стакане стала мутной. Мука растворилась в воде. Теперь попробуем очистить воду. Перельём воду через фильтр в другой стакан. Что мы видим?
Дети: Вода почти чистая, на фильтре остался осадок.
Воспитатель: Да, вода стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре. Только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь отверстия фильтра и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.
Дети: фильтр грязный.
Рефлексия: Давайте подведё м итоги: о чём мы сегодня с вами говорили? Какие вещества растворяются в воде, а какие нет?
Дети: говорили о воде. Растворяются : соль, краситель, мука. Не растворяются : речной песок, подсолнечное масло.
Воспитатель: всё правильно. С помощью чего вы это узнали?
Дети: с помощью фильтра.
Воспитатель:
Все вы сегодня хорошо поработали, всем спасибо!
Используемые источники:
Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования», Санкт-Петербург, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014г.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Волгоград, издательство «Учитель».