Ольга Денисова
Конкурсное задание «Методический семинар»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Формирование у детей навыков безопасного поведения через игровую деятельность»
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
Проблема защиты от опасности возникла одновременно с появлением человека на земле. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности», в частности вопрос ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.
Публикация «Конкурсное задание „Методический семинар“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалось способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
А цена этому – детская жизнь.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Известно, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Новизна моего опыта заключается в использовании инновационных технологий, в работе с дошкольниками по овладению детьми базовых правил поведения на дороге.
Цель моей работы: формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Формировать у детей соответствующие знания, элементарную дорожную грамотность.
2. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.
3. Воспитывать - личность, способную проявлять гуманные чувства: доброту, отзывчивость и сострадание, быть осторожными и осмотрительными.
Один из путей его эффективности состоит в использовании разнообразных методов и форм работы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем - подсказать, как себя вести, помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить.
2. Словесные приёмы - рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа-рассказ ребенка, беседа-рассказ взрослого.
3. Игровые приемы - занятие-игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры - соревнования, игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр.
4. Наглядные приемы - иллюстрации, видеоматериалы, фотографии.
5. Художественное слово - стихи, сказки, загадки, рассказы.
6. Использование театра – спектакли (кукольный, настольный, инсценировки в исполнении отдельных детей.
Формы работы с детьми:
- Беседы:
- Наблюдения:
- Рассматривание различного вида картин и картинок:
- Видеотека по ПДД
- Просмотр мультимедийных презентаций
- Занятия познавательного и обобщающего вида;
За основу взяла учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Раздел 6 «Ребёнок на улице»); пособие Шорыгина Т. А. «Осторожные сказки».
Изучив проблемы формирования представлений у детей о правилах дорожного движения, пришла к выводу о необходимости построить свою работу с помощью игровой деятельности.
Игра успешно помогает детям овладеть правилами дорожного движения. Играя, дети не только обучаются, но и закрепляют полученные навыки, что способствует формированию положительных привычек безопасного поведения вблизи дороги.
Основываясь на принципы постепенности, активности, творческого подхода в выборе материала, подобрала игры. Для достижения намеченной цели использовала такие игры как: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. Их подбор проводился с учетом тематики, с соблюдением очередности изложения материала и подчинением их принципу постепенности от простого к сложному.
Большое внимание было уделено играм, способствующим развитию речи
- словесные игры: «Подбери признак», «Подбери действие», «Скажи слово с нужным звуком», «Придумай предложение», «Хорошо – плохо», «Я знаю пять…», «Дорожные слова» и др.
- сюжетно-дидактические игры: «Наше село и его транспорт», «Нам на улице не страшно»
- сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Пешеходы», «Пассажиры», «Я - регулировщик»;
- игры на макете: «Перекресток», моделирование проблемных ситуаций «Как пройти через дорогу»;
-настольно-печатные игры: настольно-развивающая игра-лото, «Транспорт наземный, воздушный, водный», «Дорожные знаки», «Домино, дорожные знаки» «Собери знак из пазлов» и др.
В группе была создана предметно развивающая среда: оформлены картотеки игр, наблюдений, экскурсий, досугов, по ПДД, что позволило проводить знакомство детей с правилами дорожного движения на занятиях разного вида; оформлен уголок безопасности, в который входит макет улиц и дорог, с помощью которого ребята учились решать проблемные ситуации, в уголке ПДД, подобраны настольно-печатные игры, развивающие игры, подготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм, собрана видеотека с мультимедийными поучительными фильмами и слайдами по ПДД, которые использовала как на занятиях, так и в вечернее время.
Подводя итог моего небольшого опыта работы, надо отметить: расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе; дети научились распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их;
- обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды;
- значительно расширился и обогатился словарный запас детей;
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.