Екатерина Бунеева
Конспект занятия по исследовательской деятельности с металлом и деревом «Спор друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментально-познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологий в старшей группе
«Спор друзей»
Цель: создать условия для систематизации и уточнения представлений о свойствах металла и дерева посредством экспериментирования.
Задачи:
1. Систематизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева.
2. Создать условия для развития речи.
3. Создать условия для развития логического мышления.
4. Воспитывать интерес к экспериментированию.
Ход деятельности:
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности с металлом и деревом „Спор друзей“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
В группе стоят две коробки. В одной карандаш, в другой гвоздь. Дети обращают внимание на коробки.
- Ребята, как вы думаете, что в коробках? (ответы детей)
- Я подскажу вам загадками, а вы догадайтесь.
1
Цветной Ивашка
Где носом проведет
Там след кладет.
Любим нос везде совать,
И чертить и рисовать.
Все раскрашиваем сами
Разноцветными носами
(карандаш)
2
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь.
Весь я сделан из железа,
У меня ни рук, ни ног
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук.
(гвоздь)
- А как узнать, в какой коробке карандаш, а в какой гвоздь? (посмотреть)
-А если не глядя? (потрясти, по запаху, по звуку)
Трясем, пробуем угадать.
Открываем коробки. Рассматриваем.
- Из чего сделан карандаш? (из дерева)
- Из чего сделан гвоздь? (из металла)
-Ребята, хотите, я расскажу вам одну историю? Показ презентации.
Картинка 1
- Оказывается, гвоздь и карандаш давние друзья и великие спорщики! Каждый из них уверен, что он главнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают очень много нужных человеку предметов. А гвоздь говорит, что из металла гораздо больше нужных предметов! Кто из них прав? (ответы)
- Ребята, давайте ПОМОЖЕМ нашим друзьям разобраться, кто из них прав и разрешим их спор?
- Предлагаю поиграть вам в игру «Что из чего»
В большой коробке собраны различные предметы:
Из металла
Ложка
Украшение
Заколка
Гайка
Скрепка
Машинка
Из дерева
Ложка
Кубик
Прищепка
Матрешка
Линейка
Расческа
Дети, по одному, не глядя, достают предмет из коробки и называют его. Отвечают на вопросы: «Что это?», «Из чего?», «Для чего?».
- Дети, какой вывод можно сделать? Кто из них прав, карандаш или гвоздь? (оба правы, потому, что и из дерева, и из металла делают много полезных вещей)
Картинка 1.1
- Но гвоздь все никак не унимается! Говорит, что у него самая гладкая поверхность! Как вы думаете, что ему ответит карандаш? (ответы детей)
- Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?
Подходим к 1столу
- Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок. Отличаются ли они? Чем? Какие они на ощупь?
- Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая)
- А какая поверхность у деревянного бруска? (шершавая, шероховатая)
- Какой вывод можно сделать? (металл гладкий, дерево шершавое)
- И гвоздь этим хвалится.
Картинка 2
- Но и карандаш не унимается! Он говорит, что он мягче, чем гвоздь!
- Как вы думаете, прав карандаш? (ответы детей) Давайте проверим?
Подходим ко 2 столу
- Что за предметы на столе? (металлическая пластина и деревянный брусок)
- Давайте попробуем вбить гвоздь, чтобы узнать какой материал мягче, а какой тверже? (Воспитатель вбивает гвоздь)
- Какой можно сделать вывод? (дерево мягче, металл тверже)
Картинка 3
- Но спор не утихает! Гвоздь говорит, что он очень прочный! Он прав? Проверим?
Подходим к 3 столу
- Посмотрите, что у вас на столе? (спички и гвозди)
- Из чего они? (спичка деревянная, гвоздь металлический)
- Попробуйте сломать спичку. (сломали)
- А теперь, сломайте гвоздь. (не получилось)
- Какой вывод можно сделать? (металл прочный, дерево хрупкое)
Картинка 4
- Ну вот, наконец, наши друзья поняли, что оба важны и нужны людям. И решили они больше не ссориться.
Картинка 5
- Собрались гвоздь и карандаш прогуляться. Шли, шли и вышли они к реке. Обрадовался карандаш: «Как хорошо, сейчас искупаемся, освежимся!». А гвоздь приуныл. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Давайте посмотрим, почему же гвоздь испугался в реке искупаться.
Возвращаемся к 1 столу
- Что у вас на столе? (металлические пластины и деревянные бруски, таз с водой)
- Попробуйте опустить деревянный брусок в воду. Что произошло? (плавает на поверхности)
- А теперь опустите металлическую пластинку. Что произошло? (утонула)
- Какой можно сделать вывод? (дерево не тонет, а металл тонет)
- Так почему же гвоздь побоялся залазить в воду? (боялся утонуть)
- Как же тогда гвоздю перебраться на другой берег? (его может перенести карандаш – плот). Показывают.
- Так наши друзья и поступили. Перебрались на другой берег.
Картинка 6
- Гвоздь говорит: «Как я устал!» А карандаш говорит: «А я есть очень хочу!». Гвоздь предложил сварить уху. Как вы думаете, кто пойдет ловить рыбу для ухи? (карандаш, так как он не тонет)
Картинка 7
- Наловил карандаш рыбы. Чтобы сварить уху им нужно развести костер. Как вы думаете, кто будет его разводить? (ответы детей)
- Давайте проверим?
Подходим к 4 столу
- Что на столе в этот раз? (свечка, металлическая палочка, деревянная палочка)
Воспитатель осторожно держит над свечкой деревянную палочку и металлическую.
- Что произошло? (деревянная загорелась, а металлическая нет)
- Значит кто не боится огня? Кто сможет разжечь костер? (гвоздь)
Картинка 8
Картинка 9
Поели наши друзья, посидели у костра, решили идти дальше. Но что нужно сделать, прежде чем уходить?
Как затушить костер? (залить водой – это может сделать карандаш. Закидать песком – с этим может справиться гвоздь).
Картинка 10
Так они и сделали. Потом отправились в путь к новым приключениям.
Итог:
- Дети, так что все таки важнее и нужнее дерево или металл? (одинаково важны)
- Смогли мы с вами помочь гвоздю и карандашу разрешить их спор и помирить их?