Кристина Безверхая
Эссе «Я мастер своего дела»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я – мастер своего дела»
Все профессии нужны, все профессии важны. … Эту фразу мы слышим с детства. Когда же приходит время выбрать свою будущую профессию, мы понимаем, насколько это верно. Перед каждым человеком возникает множество вопросов, на которые он ищет ответы: кем быть, какую выбрать профессию? В конце концов эти ответы, правильные или не очень, он находит.
Из множества профессий я выбрала профессию – педагог - психолог. Это был мой первый шаг в педагогику и психологию.
Публикация «Эссе „Я мастер своего дела“» размещена в разделах
Пройдя свой педагогический путь в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста и заканчивая возрастом 18+, поняла, что мой профессиональный путь должен продолжаться в дошкольном образовательном учреждении и с детьми дошкольного возраста.
Я часто в своей работе использую методы арт-терапии, песочной терапии, которые дают ребенку возможность проникнуть в свой внутренний мир и узнать себя. С помощью этих методов ребенок обращается к лучшим аспектам души, к самым светлым, богатым и искренним. Когда ребенок пишет, рисует, лепит из пластилина, выполняет задания в песочницах, - это позволяет ему расслабиться, раскрыться и хотя бы ненадолго оказаться в гармонии с самим собой. Именно гармония с самим собой и окружающими позволяет человеку быть независимым от внешних потрясений, проходить собственный, неповторимый жизненный путь.
Свою работу с детьми строю с учетом следующих принципов:
1. Принцип безопасности – это создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
2. Принцип возрастного соответствия (все задания учитывают возможности детей данного возраста).
3. Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использования видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая, продуктивная).
4. Принцип общение, наглядности (активное использование предметной среды).
5. Принцип дифференцированного подхода (учет индивидуальных особенностей ребенка).
6. Принцип конфиденциальности (адресность информации о ребенке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость медицинских диагнозов).
В своей практической работе я часто сталкиваюсь с проявлением психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста (агрессия, тревожность, неуверенность и т. д.) Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором состояния ребенка», с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Именно проблемы эмоционального характера являются в большинстве случаев поводом для обращения к психологу и причиной многих конфликтных ситуаций в детском саду. Однако, на мой взгляд, дети дошкольного возраста не могут в достаточной степени управлять своими чувствами и эмоциями.
Работу по профилактике и преодолению негативных эмоциональных проявлений у детей начинаю с проведения диагностики. На основании полученных данных формирую группу детей, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке. Следующий этап в моей работе – реализация личностно-ориентированных коррекционно-развивающих программ, включающих в себя как индивидуальные, так и групповые формы работы. Групповая профилактическая работа с детьми проводится в режиме функционирования программы. Однако, помощь ребенку может понадобиться в любой момент, организуется работа с дошкольником в комнате эмоциональной разгрузки.
Одним из условий, усиливающим коррекционный и профилактический эффект, является грамотно организованная предметно-пространственная среда в кабинете психолога, насыщенная стимулами для естественного снятия напряжения (песок, вода, изобразительные средства). Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть с ребенком в песочнице. Организованная образовательная деятельность, проведенная в песочнице, позволяет сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим детям радость открытий и удовольствие. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика). Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий становится жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.
Какими я вижу результаты своей деятельности? Это ребенок, который желает узнать все новое и интересное; уверенный в себе и в своих возможностях; с адекватной самооценкой; умеет переживать за другого.
И все же педагог-психолог – профессия или призвание? Я отвечу так! Если в работе психолога преобладают техники и методики – вероятнее всего, что это профессия, а человек перед вами – профессионал. А если же психологу в процессе работы удается оставаться самим собой, ошибаться, учиться и расти вместе со своими учениками, если их встреча больше похожа на танец, чем на консультацию, тогда, вероятно, можно предполагать, что мы имеем дело с призванием. Найти свое призвание – это значит найти смысл жизни, найти свой талант, обрести свой путь и свое счастье.