Валентина Лёвина
Конкурс чтецов «Зимушка хрустальная»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать любовь к русской литературе, родной природе.
Задачи:
Образовательные:
1) Закрепить знания о времени года – зиме, месяцах;
2) Развивать умения учащихся выразительно читать стихи;
Воспитательные:
1) Воспитывать доброжелательность в отношениях со сверстниками, формировать умение детей “слушать и слышать”.
2) Воспитывать интерес к русской литературе
Коррекционно-развивающие:
1) Развивать и тренировать память через заучивание стихов наизусть,
2) Развивать задатки самоконтроля в поведении детей.
Публикация «Конкурс чтецов „Зимушка хрустальная“» размещена в разделах
3) Развивать эмоциональную сферу (доставить детям радость от общения и чувства праздника).
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Рада вас приветствовать на конкурсе чтецов «Зимушка хрустальная».
Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, сияющая чистотой и свежестью; воздух морозный, деревья в инее и снегу.
Звучит песня «Три белых коня»
Ведущий: О каких зимних месяцах поется в песне? (декабрь, январь, февраль)
- По календарю зима длится три месяца. Каждый месяц зимы по-своему хорош.
- Ребята, попробуйте отгадать загадки о зимних месяцах. Слушайте внимательно! Кто отгадает загадку первым – поднимет руку и получает за правильный ответ снежинку. В конце нашей встречи ученик, набравший больше всех снежинок, получит приз!
Ведущий:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На полях и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (ДЕКАБРЬ)
Ведущий:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится.
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (ЯНВАРЬ)
Ведущий:
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц этот? (ФЕВРАЛЬ)
Ведущий: Молодцы, ребята! Сейчас мы вместе вспомнили, что декабрь нас радует первым снегом.
Январь новогодними праздниками и подарками, ледяными горками и санками.
Февраль мы любим за то, что это последний зимний месяц, и мы хотим вдоволь накататься на коньках и лыжах, поиграть в снежки и слепить снежную бабу.
- Но зиму любят не только за детские забавы. Многие художники и поэты находили в этом удивительном времени года вдохновение для своего творчества, для написания картин и стихотворений, которые стали известны и любимы во всем мире.
В стихах, в музыке, на картинах всегда передается настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывал сам. И тогда зима на картинах становится то мрачной и сердитой, то сказочной, пушистой и доброй.
Пришло время начинать наш конкурс чтецов «Зимушка хрустальная». Как и любой другой наш конкурс своей целью ставит выявить лучших и сильнейших. Определять победителя будет строгое независимое жюри. Выставляются оценки по пятибалльной системе. Учитывается – выразительность, эмоциональность, четкость, громкость выступления.
Выступающие называют автора и название стихотворения.
У каждого участника есть снежинка с порядковым номером.
Ведущий:
Итак, наш конкурс чтецов «Зимушка хрустальная», начинается!
Послушаем наших участников – на сцену приглашается участник со снежинкой №.
Ученик называет свое имя, фамилию, название стихотворения и автора.
Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою»
Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
А. С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»
(отрывок из романа Е. Онегин)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Ведущий:
- Все любят зиму не только потому, что это красивое время года, но и потому что в это время мы встречаем Новый год. Это праздник чудес, сладких подарков, сюрпризов. В каждом доме к его приходу готовятся, наряжают елку, зажигают на ней огоньки, украшают разными игрушками.
- О прекрасной зимушке зиме сложено много песен. Давайте вспомним одну из них. И послушаем песню в исполнении Одинцовой Ксении и Моргачевой Алины «Кабы не было зимы».
- А на сцену приглашаются следующий участник
А. Усачев «Зимняя сказка»
Тихо-тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках Зима,
Теплым одеялом укрывая
Землю, и деревья, и дома.
Над полями легкий снег кружится,
Словно звезды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.
Спят на елках золотые совы
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны.
Все меняет форму и окраску…
Гасят окна сонные дома.
И Зима, расcказывая сказку,
Засыпает медленно сама.
Зима – очень веселое время игр. Вот сейчас немного с вами поиграем и отгадаем загадки о зиме.
Загадки про зиму
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна. (Елка)
Хоть не шишки, не иголки,
А висят на ветках елки. (Ёлочные игрушки)
С неба по частям упал,
В три клубка скатался,
С помощью детишек встал
И стоять остался. (Снеговик)
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снежинки)
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой,
Но солнце ее припечет —
заплачет она и умрет. (Сосулька)
Эта змейка в Новый год
К нам на елку заползет,
Подмигнет сто тысяч раз
Сотней разноцветных глаз. (Электрическая гирлянда)
Покрывало белое
Не из ниток сделано
В чистом полюшке легло,
Чтоб траве спалось тепло. (Снег)
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице. (Мороз)
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (Лыжи)
Он когда – то был водой,
Но сменил вдруг облик свой,
И теперь под Новый год
На реке мы видим (Лёд)
Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощёкий,
Наш любимый … (Дед Мороз)
Помним правило – не кричим, а поднимаем руку и получаем баллы – снежинки!
- Молодцы. Продолжаем наш конкурс.
- На сцену приглашается участник под номером…
А. С. Пушкин «Буря мглою…»
(отрывок из стихотворения «Зимний вечер»)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей,
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
А. С. Пушкин «Зима. Крестьянин…»
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Ведущий: Зима - это время веселых каникул, забав, развлечений и игр, дети пишут письма Деду Морозу. Давайте и мы напишем телеграмму Деду Морозу.
Дети при помощи ведущего подбирают и записывают на листе бумаги 13 прилагательных. Например: белый, медленный, голодный, грустный, прекрасный и так далее. Теперь ведущий просит помочь ему составить телеграмму Деду Морозу. Дети должны вставить недостающие прилагательные в таком порядке, как они записаны на листе. Текст телеграммы:
«… Дедушка Мороз!
Новый год - это самый … праздник в году.
Все … дети сильно ждут твоего … прихода.
Мы обещаем спеть тебе … песни, станцевать … танцы!
Наконец наступит … Новый Год!
Хоть и не хочется вспоминать о … учебе, но
Мы обещаем получать только … оценки.
Так что, не забудь взять с собой свой … мешок и вручить нам … подарки.
С уважением, твои … мальчишки и … девчонки!»
Ведущий: Молодцы. Продолжаем наш конкурс.
На сцену приглашается участник под номером…
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
С. А. Есенин «Поет зима – аукает»
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Ведущий: Давайте немного отдохнём и разомнёмся.
Игра «Мы от ветра убежим»
Зима: Мороз вам руки заморозит!
Ведущий: А мы станем хлопать»
Зима: Мороз вам ноги заморозит!
Ведущий: А мы станем топать.
Зима: Мороз залезет в шубу к вам,
Быстро задрожите.
И от ветра ледяного
Вы не убежите!
Ведущий: а мы будем хлопать и топать
Ведущий: Продолжают нашу конкурсную программу участник …
И. Суриков «Зима»
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы -
И зима настала.
Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Он теперь покоен -
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.
Ведущий: Молодцы, ребята! С помощью ваших стихотворений мы ещё раз побывали в зимнем лесу, увидели его красоту, да и побывали на Новогоднем празднике. Пока жюри совещается, давайте поиграем.
Что мы делаем зимой, дай, дружок, ты мне ответ.
Слушаем внимательно, отвечая «да» иль «нет».
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
Много цветов находим?
В саду своём грядки копаем?
И с Дедом Морозом играем?
Лучший знаток загадок получает приз! (по подсчетам снежинок-баллов).
Жюри объявляет итоги конкурса, победители награждаются грамотами (1,2 и 3 место) и вручаются сертификаты всем участникам.
Ведущий: Вот и подошёл к концу наш конкурс чтецов о зиме. Я благодарю вас за активное участие и желаю вам всего самого доброго: здоровья, счастья, и накататься вдоволь на санках, на лыжах, наиграться в снежки на целый год до следующей зимы!