Татьяна Голушкова
Конкультация для воспитателей ДОУ «Утренний сбор — свободное общение и развитие речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день. Творческий подход к встрече дошкольников позволит не только настроить их на положительное общение, но и создаст условия для речевого развития, а также формирования хорошего настроения.
Утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас.
Публикация «Конкультация для воспитателей ДОУ „Утренний сбор — свободное общение и развитие речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Благодаря творческому подходу к организации данного режимного момента в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь с взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако, усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтоб пассивные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками. В ходе организации режимных моментов в ДОУ, я как педагог, использую разнообразные методы и приемы включения детей в совместную деятельность.
Ни для кого, ни секрет, что большинство детей с трудом встают утром, не хотят идти в детский сад. Ребенок замкнути обижен на всех сразу. Между тем не всегда ребенок с утра стремиться к общению с педагогом, ребенок скорее предпочтет общение с другими детьми.
С учетом этого, основными задачами утреннего сбора являются :
• Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками и педагогами;
• Развитие самостоятельности, самоорганизации.
Утренний сбор включает в себе несколько структурных элементов:
1) Позывные для утреннего сбора. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора : это может быть веселая музыка, звон колокольчика, различные веселые речевки, можно здороваться ладошками, плечиками, дарить разнообразные пожелания, комплименты, т. е. игры которые создают эмоционально-положительный настрой на весь день и способствуют развитию коммуникативных способностей детей.
2) Организация круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе.
3) Приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресуется каждому из детей.
4) Новости. Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно мною проводятся «Новости выходного дня».
5) Обмен информацией. Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: погода, день недели, время года, праздник, сколько сегодня всего детей, кто отсутствует, что сегодня нам предстоит, что интересного заметили в группе. Также различные беседы на нравственные, этические темы.
6) Динамическая пауза. Мы стремимся проводить динамические паузы, также в соответствии с тематической неделей: «Дары осени», «В мире животных», «Здравствуй, зимушка зима», «Весна, красна».
7) Проблемные ситуации. Я стараюсь создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.
8) Игры по теме проекта. Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся.
9) Групповая деятельность – когда в работе с детьми используются различные дидактические игры, направленные на развитие речи детей, пальчиковые игры, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки.
10) Предоставление права выбора центра активности. Завершающим компонентом утреннего сбора является выбор детьми центре, в котором они будут заниматься.
В заключении хотелось бы отметить, что данная технология обеспечивает постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками, способствует общению между детьми.
А так же дошкольникам отводится роль не пассивных получателей информации, а самостоятельных и инициативных субъектов деятельности.