Ольга Ступицкая
Консультация «Работа с детьми, нуждающимися в особой педагогической заботе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация "Работа с детьми, нуждающимися в особой педагогической заботе"
Ступицкая О. В.
Что такое ОТКЛОНЕНИЕ
Это поведение индивида или группы, которые не соответствует общепринятым нормам.
Понятие социальной аномии- состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые ещё не утвердились.
Отклоняющееся поведение- действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам, т. е. речь идёт о нарушении любых социальных норм.
Публикация «Консультация „Работа с детьми, нуждающимися в особой педагогической заботе“» размещена в разделах
Девиантное поведение-поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официальноустановленным или фактичеси сложившимся в данном обществе (нормам, стандартам, шаблонам).
Дивиантное поведение делится на:
1) Делинквентное поведение- антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии, наносящих вред, как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
2) Адиквитное поведение- формирование стремления к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определённых видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
3) Скрытые формы неблагополучия.
Психологическая аддикция-желание или влечение к употреблению психоактивного вещества, тенденция к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта.
Физическая зависимость- состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормальног функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром, заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.
Причины аддиктивного поведения.
Классификация аддикций.
Адиктивное поведение- злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера.
Аддиквитное поведение делится на:
1) Химическую аддикцию: алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение;
2) Нехимическую аддикцию: компьютерная аддикция, азартные игры, сексуальная аддикция, любовная аддикция, переедание, работоголизм.
Основными причинами распространения и употребления алькогольных, наркотических и других психоактивных веществ- являются сложившиеся социально- экономические условия, доведение до крайне низкого состояние жизненного уровня подавляющей части населения.
Дезадаптированная семья- социальная дезадаптация-отклонения в поведении несовершеннолетних.
Социальная дезадаптация- нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующейся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Причины социальной дезадаптации несовершенолетних:
1) Социальные причины: школьные трудности, травматические события в жизни, влияние девиантной субкультуры, группы; воспитание в неполной семье; постоянная занятость одного из родителей; позиция единственного ребёнка в семье; наркомания или психическое заболевние у близких родственников; частое нарушение общепринятых правил у кого-то из родственников.
2) Медицинские причины: патология беременности; осложнённые роды; тяжело протекавшие или хронические заболевания детского возраста; сотрясение мозга (особенно многократные); синдром гиперактивности.
3) Психологические причины: низкий уровень самоуважения и уверенности в себе; наличие акцентуаций характера; отсутствие опыта преодоления сложных жизненных ситуаций; неумение самостоятельноо принимать решения; неумение проявлять заботу о себе и других; низкий уровень адаптивности.
Классификация аддикций.
В основе большинства классификаций лежит вид аддиктивного агента (объекта, вида деятельности, отношения, посредством которого осуществляется изменение настроения и уход от реальности.
Классификация аддикций по Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриевой:
-Химические: алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания.
-Промежуточные: аддиктивное переедание, аддиктивное голодание.
-Нехимические: гемблинг, эротические, любовные, шопоголизм, спортвные, релегиозные, трата денег, ургентные, коммуникативные, интернет-аддикция.
Типичные психологические параметры аддиктивной личности.
Провоцирующие факторы отклоняющегося аддиктивного поведения:
-нервно-психическая неустойчивость
-акцентуации характера
-поведенческие реакции группирования
-реакции эмансипации
-другие особенности подросткового возраста.
Поведенческие стереотипы:
-реакция оппозиции
(Вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам окружающих взрослых. Может быть вызвана и чрезвычайными требованиями к ребёнку, непосильной для него учебной или какой-либо другой нагузкой, конфликтами в семье, школьной неуспеваемостью, несправедливостью).
-реакция имитации
(Проявляется в подражании определённому лицу, образцу. Пропаганда уголовного романтизма, распространившаяся в последнее время, может оказать отрицательное косвенное влияние на самосознание подростка)
-реакция отрицательной имитации
(Поведение, нарочито противоположное навязываемой модели. Если модель отрицательна, то эта реакция является положительной.)
-реакция компнсации
(Восполнение неудач в одной области подчёркнутым успехом в другой области.)
-реакция гиперкомпенсации
(Неустойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку.)
-реакция эмансипации
(Стремление освободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление0 отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.)
-реакция группирования
(Объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостью, однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство на своей территории (во дворе, на своей улице, примитивной символикой.)
-реакция увлечения
(Проявляется в самых разнообразных подростковых увлечениях: поп-музыка, стиль одежды, стремление к получению лёгкой информации, не требующей больших размышлений и используемой для самого процесса общения, увлечения, связанные с чувством азарта; увлечения, обеспечивающие всеобщий успех, внимание; увлечения, связанные с физическим самоутверждением, овладением престижными навыками.
Характерологические и возрастные особенности.
В подростковом возрасте именно в силу акцентуаций характера подросток не удерживается ни в школе, ни в интернате, быстро бросает ту работу, куда ещё недавно устроился. Столь же напряжёнными оказываются и семейные отношения.
Проявление девигантного поведения:
1) Гипертимный тип - большая подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях со взрослыми.
2) Эпилептоидный тип - дисфория, аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы.
3) Истероидный тип - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе,восхищения, удивления, почитания, сочувствия; негодование или ненависть, направленные в свой адрес.
4) Неустойчивый тип - непослушание, непоседливость, трусливость, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям.
5) Комфортный тип - постоянная и чрезмерная комфортность к окружению; недоверие, настороженное отношение к незнакомцам.
Типичные психологические параметры аддикватной личности:
-внушаемость, подражательность,
-инфальтильность,
-ригидность и упрямство,
-наивность, простодушие,
любопытство и высокая поисковая активность,
-максимализм,
-эгоцентризм,
-яркость воображения, впечатлений, фантазий,
-нетерпеливость,
-склонность к риску и "вкус к опасности",
-страх быть покинутым.
Спасибо за внимание.