наталья гужель
Консультация «Конфликты и как их решать»
▼ Скачать + Заказать документы
К сожалению, детские ссоры, конфликты в детском обществе – в детском саду, на прогулке, неизбежны.
Любой ребёнок, хоть и маленький, но уже человек. Со своими запросами, тревогами, чувствами. Поэтому возникновение конфликтных ситуаций среди детей, в принципе нормально.
Задача взрослых, родителей, воспитателей, научиться понимать причины детских ссор. И суметь правильно вывести ребёнка из состояния конфликта.
Причины
В каждом возрасте они свои.
Публикация «Консультация „Конфликты и как их решать“» размещена в разделах
Для детишек 2 – 3х лет сложно выражать свои эмоции и обиды. Поэтому свои конфликты они решают «по первобытному». Применяют силу, кусаются или громко плачут. А всего лишь не поделили игрушку. Или разрушили домик.
В 4 – 5 лет ссоры возникают уже по более сложным вопросам. Например, оспариваются правила игры. Или нет желания у одного ребёнка играть с другим. Или оспаривают право первенства в игре.
К 5 – 6 годам ребёнок уже достаточно развит для того, чтобы определить свою роль в обществе. Но еще недостаточно для того, чтобы уметь понять и принять точку зрения другого ребёнка. Отсюда возникают конфликты в этом возрасте. Дети отстаивают свою точку зрения, потому что еще не умеют находить компромисс.
Как решить?
Конечно же, судьями конфликтов детей должны быть родители и воспитатели. Но судьями грамотными и справедливыми.
Обязательно надо разобраться в причине ссоры. И для этого надо попросить малышей рассказать – почему они поступили именно так. Такой подход даст возможность детям понять, что у другого ребёнка тоже есть своя точка зрения и её надо уважать.
Вот несколько вопросов, которые взрослый может задать детям:
- Из-за чего поссорились?
- Вы пытались уступить друг другу?
- Как надо было не допустить ссоры?
- Что вы должны были сделать, чтобы не обидеть друг друга?
- Как в следующий раз поступите?
Чем раньше ребёнок поймёт, что выигранный спор – это несостоявшийся спор, тем легче ему будет адаптироваться в школьной и последующей взрослой жизни. И научить маленького человека бесконфликтному существованию в обществе – святая обязанность, как родителей, так и педагогов.
Как нельзя?
- Нельзя оставлять без внимания происходящую ссору. По принципу – пусть сами разберутся. Особенно в том случае, когда один из детей проявляет явную агрессию.
Если же ситуация не угрожающая, и ребёнок уже знаком со способами прекращения конфликта, то можно доверить ему это. Конечно же, наблюдая и затем проанализировать, правильно ли он поступил. Другой ребёнок в этот момент учится.
- Нельзя избегать конфликтов. Переходить в другой детский сад, или на другую игровую площадку. В этом случае ребёнок получает урок – что от конфликта можно убежать. И если в детстве это не принесёт каких то серьёзных последствий, то во взрослом возрасте такой урок вряд ли сыграет положительную роль в жизни.
Необходимо научить кроху, как отстаивать своё мнение, позицию в возникшем споре.
-Нельзя родителям пытаться защищать своё чадо, применяя грубость, крик, обвинения в адрес другого ребёнка. Во – первых, воспитывать детей имеют право только их родители. А во – вторых, Ваш ребёнок, глядя на агрессию, закрепит в своём сознании такую модель поведения. И как это может аукнуться во взрослой жизни – одному богу ведомо.
- Как это ни сложно, но надо стараться быть объективным родителем. Понятно, что Ваш ребёнок самый хороший. Но он может оказаться зачинщиком ссоры.
- Так же недопустимы публичные наказания. Это рекомендация больше для педагогов. Даже провинившегося ребёнка нельзя публично унижать и наказывать. Этим сильно опускается самооценка малыша. А человек с низкой самооценкой не принесёт ни себе, ни обществу пользы.