Елена Упоровы
Конcпект НОД пo познaвательномy рaзвитию для детей срeднегo дoшкольного возрaста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Heвидимка – воздyх» (экcперименты)
Познавательное развитие
Цель : обобщить знания детей о воздухе в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
Публикация «Конcпект НОД пo познaвательномy рaзвитию для детей срeднегo дoшкольного возрaста» размещена в разделах
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Вид детской деятельности: игровая; коммуникативная; двигательная; познавательно – исследовательская.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Предварительная работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
- изготовление вееров.
Взаимодействие с родителями: консультация на тему «Нам нужен чистый воздух»
Методы и приемы: наглядный, практический.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами : лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
- 2 подноса;
- мешочек Кузи;
- изображение «Домовёнок Кузя»;
-салфетки бумажные (по количеству детей);
-веера (по количеству детей);
- апельсин;
- вертушка;
- воздушные шары (по количеству детей);
- таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов
___
Ход НОД
Воспитатель : все взборе взрослые у нас в гостях и дети, мы можем начинать, но сначала здравствуйте надо сказать
Дети: здравствуйте
Воспитатель : Ребята, а теперь будьте внимательны и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель : Правильно ребята, это воздух!
А что такое воздух?
Дети: это то чем мы дышим.
Воспитатель : игра «Дышит – не дышит»
Я сейчас буду называть явления, предметы, если они дышат то мы с вами хлопаем в ладоши, а если не дышит то мы сидим тихо.
(Дерево, окно, насекомые, игрушки, люди, дети, животные)
Воспитатель : А как вы думаете в группе есть воздух?
(ответы детей)
Воспитатель : а сейчас мы это и проверим, мы превратимся в настоящих ученых и отправимся в лабораторию.
Воспитатель : а как вы думаете что такое лаборатория?
Дети: это то место где проводят опыты. Где все изучают.
Воспитатель : лаборатория – это то место где работаю ученые, исследователи, они проводят там опыты. вот и мы с вами отправимся в лабораторию чтобы изучить воздух и сделать опыты. Но с начала мы должны вспомнить правила поведения в лаборатории :
1. Руками ничего не трогать;
2. Громко не разговаривать;
3. Выполнять все только после того как я вам все объясню.
Готовы. Тогда одеваем фартуки. А теперь встаем возле своих стульчиков, закрываем глаза и повторяем за мной.
Раз, два, три, вокруг себя три раза обернись
Раз, два, три, вперед немного пройдись
Раз, два, три и в лаборатории окажись
Воспитатель : а посмотрите кто нас встречает в лаборатории?
Дети: домовенок Кузя
Воспитатель : наш Кузя не знает что такое воздух. И он его никогда не видел?
Скажите а вы видите воздух вокруг себя?
Дети: нет не видим.
Воспитатель : раз мы его не видим, то воздух какой?
Дети: прозрачный, бесцветный, невидимый
Воспитатель : ребята а давайте докажем Кузе что воздух все-таки есть, чтобы воздух увидеть его надо поймать. Хотите я вас научу ловить воздух?
Дети: да
Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель : Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Почему пакет стал пустым?
Дети: Мы выпустили воздух
Воспитатель : Молодцы, воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Воспитатель : Ребята скажите как люди используют такой «запертый воздух» летом.
Дети: надувной матрас, спасательные нарукавники, спасательный круг
Воспитатель : правильно, ведь воздух легче воды. И если внутри матраса воздух, то он, конечно же плавает. Наш Кузя подготовил для нас игру «Где спрятался воздух?»
(дети поочерёдно достают из Кузиного мешочка игрушки и раскладывают на 2 подноса)
Воспитатель : молодцы справились. Теперь мы с вами знаем, что предметы внутри которых есть воздух, будут плавать, а в которых нет воздуха утонут. Но будьте осторожны, если во внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, то этот предмет утонет.
Ребята а как вы думаете внутри человека есть воздух
(ответы детей)
Воспитатель : а давайте проверим
Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель : ребята Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что вы там увидели?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель : Вот видите! Вывод: значит вы были правы, внутри человека есть воздух. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель : Давайте и мы попускаем мыльные пузыри.
А из чего сделаны мыльные пузыри?
Дети: из мыла
Воспитатель : а что находится внутри мыльных пузырей?
Дети: воздух
Воспитатель : конечно же внутри каждого пузыря находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие наполненные воздухом пузыри парят в воздухе.
Ф/м «воздух»
мы сидели, мы стояли
и немножко мы устали
воздух дружно изучали
а теперь пришла пора
отдохнуть нам детвора
встали дружно, подтянулись
хлопнули в ладоши
и друг к другу повернулись
всем друзьям мы улыбнулись
наклонились : раз и два
чтобы не болела голова
и закончили зарядку
тих-тихо сев за парту
отлично!
Воспитатель : ребята скажите а при помощи каких органов мы с вами дышим?
Дети: нос и рот
Воспитатель : конечно. Все люди дышат через нос. Ребята а давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим его?
Дети: нет
Опыт 3. С салфеткой.
Воспитатель : А теперь возьмите в руки салфетки и подышите на неё опять. Что мы видим?
Дети: салфетка шевелится
Воспитатель : когда мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как листик на дереве летом. А мы знаем что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился здесь, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Опыт 4. С веером.
Воспитатель : давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель : ветер также может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет?
Дети: нет
Опыт 5. С апельсином
Воспитатель : дети закройте глаза и понюхайте чем пахнет в группе?
Дети: ничем
(Разрезаем апельсин)
Воспитатель : а теперь?
Дети: апельсином
Воспитатель : оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет
Ребята Кузя вас благодарит. Он сегодня очень много узнал о воздухе. И в подарок он вам приготовил воздушные шарики наполненные воздухом.
Ну что ж ребята давайте дружно скажем Кузе спасибо, и отправимся обратно в группу. Повторяйте за мной
Раз, два, три, вокруг себя три раза обернись
Раз, два, три, вперед немного ты пройдись
Раз, два, три и в группе окажись
Воспитатель : вот и оказались мы в группе. А давайте вспомним что мы узнали сегодня в лаборатории:
Дети:
1. Что воздух он бесцветный, поэтому мы его не видим.
2. Что воздух не имеет запаха, но может передавать запахи.
3. Что внутри человека тоже есть воздух.
4. Что ветер это движение воздуха.
Воспитатель : на этом наше занятие окончено спасибо всем за внимание.