валентина Писарева
Сценарий коллективного развлечения «Вместе дружно»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать чувство коллективизма, умение действовать вместе и сообща.
Задачи:
Дать представление о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых. воспитывать чувство коллективизма, умение действовать сообща;
Публикация «Сценарий коллективного развлечения „Вместе дружно“» размещена в разделах
Оборудование: коллекция камней, лупы, макет и иллюстрации с изображением Павловского ГОКа.
Содержание НОД:
1. Игровая мотивация "Разгадывание загадки"
Что за страшный камень это?
Непонятного он цвета.
Он из зерен состоит,
Называется. (Гранит)
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)
2. Образовательная ситуация "Гранит- что это?"
Воспитатель: Я хочу познакомить вас с одним интересным камнем. Называется он гранит. Внимательно посмотрите на него (показывает). Возьмите лупы и рассмотрите гранит.
Объяснение названия «гранит»
Гранит получил свое название от слова "зернистый". Есть еще одно слово, похожее на «гранит». Это фрукт – гранат. Гранит – это горная порода. Если внимательно его рассмотреть, можно увидеть, что камень словно состоит из зерен. Они разные по цвету и разного вида. В состав гранита входят три разных камня (показывает их) : сверкающий кварц, темная слюда и цветной полевой шпат
Разные цвета гранита
Самый распространенный – серый гранит, однако встречается и красный, розовый, оранжевый, голубовато-серый, голубовато-зеленый.
Свойства гранита
- Долговечность.
Гранит начинает разрушаться не ранее, чем через 500 лет, поэтому его нередко называют «вечным» камнем;
- Как же все-таки разрушается гранит?
Днём гранитные скалы сильно нагреваются лучами солнца, а ночью быстро остывают. От этого на граните образуются трещины. После дождя или при таянии снега вода проникает в трещины и постепенно размывает их. Зимой вода, попавшая в трещины гранита, замерзает и раздвигает трещины. И вот от гранитных гор начинают откалываться куски. Они скатываются один за другим вниз. Потоки и ледники измельчают куски гранита, они становятся всё меньше. Перетираясь, крупинки кварца образуют кварцевый песок. Полевой шпат и слюда превращаются в глину. Отсюда появляются огромные массы песка и глины, которые мы всюду встречаем в природе. В течение миллионов лет песок и глина образуются при разрушении гранита.
Применение гранита
- Строительство.
Гранит — очень красивый материал. Разные цвета гранита могут создать удивительный узор.
- Полы, лестницы.
Гранит очень долго не стирается. Даже если по лестнице за год пройдет 1 миллион человек, то ступени останутся целыми.
Многие станции метро украшают разными видами гранита.
- Лечебные свойства гранита.
В старину из гранита строились бани для царской семьи. Сейчас тоже используют нагретые камни для лечения.
3. Проблемная ситуация "Как люди добывают гранит?"
Воспитатель, выслушав ответы детей: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с новыми приключениями карапушек, которая называется "Карапушки в стране подземных рудокопов".
4. Знакомство со сказочной историей "Карапушки в стране подземных рудокопов".
Карапушки в Стране подземных рудокопов.
На севере Страны сказок, где обитают забавные маленькие человечки- карапушки, расположена высокая гора. На ее склонах находятся входы в несколько десятков пещер. Один из входов ведет глубоко в недра земли, и заканчивается в огромной Пещере.
Однажды, много веков назад, в Пещеру спустилось одно из племен карапушек. Эти маленькие человечки напрочь рассорились со своими сородичами и пожелали жить отдельно. Они поселились на берегу большого озера и построили там город. На полях возле озера они стали выращивать пшеницу и рожь, из зерна которых выпекали хлеб. Позже переселенцы стали добывать в недрах земли золото, серебро, гранит.
Шли годы и бывшие карапушки стали мало походить на своих собратьев из страны сказок. Они превратились в суровый мрачный народ и стали называть себя рудокопы. Со временем в пещере появилась расщелина, которая становилась все глубже и глубже, пока не стала огромной глубокой ямой и стала называться карьером. И рудокопы- карапушки смогли выходить на поверхность земли и выменивать на свой гранит у жителей страны Сказок разные товары, которых не было в их пещере.
Как- то раз карапушки из Страны сказок решили украсить свою деревеньку Малые Карапуши и построить фонтан. Сначала возник спор, из чего строить чашу фонтана. Тогда карапушка Клякса предложил использовать гранит.
- А что такое гранит?- спросили у Кляксы другие карапушки.
-Гранит - это очень прочный натуральный камень, который формируется в недрах нашей земли из горячей расплавленной магмы,- рассказывал Клякса карапушкам. -Гранит- это значит "зернистый", состоит из мелких камешков- зерен, таких как полевой шпат и полупрозрачные кварц и слюда. Цвет гранита может быть самым разнообразным. В природе чаще всего встречается сероватый гранит, но этот камень бывает и красный, и розовый, и даже оранжевый. Мы для своего фонтана будем использовать самый прочный розово- красный гранит.
- А где же мы возьмем столько много гранита?- спросила Звездочка.
- Мы выменяем его у подземных рудокопов.
-Как же подземные рудокопы добывают гранит?- спросил любопытный Ветерок.
-С помощью большого взрыва подземных залежей. Большие камни разрушаются, становятся мельче и тогда их можно использовать в промышленности.
Назавтра карапушки решили все вместе отправится в Страну подземных рудокопов за гранитом. Утром, собрав свои походные рюкзаки и положив в них пищу, воду, фонарики, спички и многое другое, что может понадобится в дороге, карапушки отправились в путь. Шли они долго и устав, делали привалы и отдыхали. Наконец, к вечеру они добрались до того места, где рухнули своды пещеры подземных рудокопов и образовалась глубокая расщелина. Карапушки увидели, что рудокопы с помощью экскаваторов и самосвалов увеличили поверхность ямы, и образовался самый настоящий карьер. Вид был необыкновенный! Множество дорожек по краям карьера по кругу постепенно спускались на дно ямы. Казалось, что сотни карапушек каждый день проходят по ним, работают и добывают гранит.
Крапушкам стало интересно, как же рудокопы добывают гранит, и поэтому они решили остаться переночевать у карьера, чтобы завтра своими глазами увидеть этот процесс. Они поставили палатки, сварили на костре кашу, поужинали и легли спать. А на утро всех разбудил мощный взрыв. Это карапушки- рудокопы уже принялись за работу. Карапушки-взрывники заложили взрывной снаряд в подземную породу гранита, сделав в ней небольшую ямку. Залежи гранита взорвались, и большие куски распались на более мелкие. Карапушки- экскаваторщики помощью экскаваторов погрузили куски гранита на самосвалы, а водители отвезли его на завод для дальнейшей переработки. На заводе гранит распилили специальными машинами еще на более мелкие куски и повезли на предприятия, где из гранита сделают тротуарную плитку, плитку для пола, мебель, и даже вазы для цветов. Самый мелкий гранит карапушки- машинисты везут на поезде к местам строительства дорог.
Карапушки- рудокопы сначала неприветливо встретили карапушек из Страны сказок. А когда узнали, для чего им нужен гранит, обрадовались и даже обещали помочь с его строительством.
5. Беседа по прочитанному.
- Кто такие карапушки- рудокопы? Где они живут?
- Зачем карапушки из Страны сказок отправились к рудокопам?
- Карапушки каких профессий участвуют в добыче гранита?
- Почему у карапушек получалось добывать гранит?
6. Работа с макетом «Павловский ГОК»
Воспитатель: В нашем районе тоже добывают гранит на горнодобывающем предприятии "Павловск- Неруд". Давайте внимательно рассмотрим макет этого предприятия.
7. Сюжетная игра "Добыча гранита" (с использованием макета и кукол- карапушек)
8. Рефлексия "Мы вместе"
Деятельность детей в рамках культурных практик во второй половине дня
1. Виртуальная экскурсия по Павловскому ГОКу.
2. Опытно- экспериментальная деятельность "Свойства гранита".
Опыт №1 "Почему «гранит» назвали «гранитом»?"
Взять образец гранита, рассмотреть его в лупу, потрогать на ощупь, определить зернистую поверхность камня; потрогать поверхность стола, заметить разницу; предложить детям определить с закрытыми глазами, где гранит, а где деревянные бруски.
Вывод: гранит имеет зернистую поверхность.
Опыт №2 "Твердый ли гранит?"
Возьмите гранит в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый). Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево). А сейчас я попробую вбить гвоздь в гранит. (Забивает – не получается, предлагает двум-трем детям попробовать сделать то же). Давайте я еще раз попробую. Что получится? (Гвоздь гнется, но не вбивается.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в гранит? (Ответы) Какой можно сделать вывод? (Гранит тверже дерева).
Опыт №3 "Плавает ли гранит?"
Воспитатель: В как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает). Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет). Почему? (Он тяжелее воды). А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)
Опыт№4 "Впитывает ли гранит воду?"
В емкость с водой положить кусочек поролона, посмотреть, как он впитывает воду и погрузится в воду. Потом достать гранит и поролон, положить их на салфетку, подождать, когда стечет вода с гранита.
Вывод: гранит быстро высох, а с поролона еще долго будет стекать вода, значит, гранит не впитывает воду.