Андрей Смирнов
Концепция электронного музыкального творчества как вида учебно-творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция электронного музыкального творчества как вида учебно-творческой деятельности
Смирнов Андрей Германович, педагог дополнительного образования. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «Алые паруса»;
Концепция электронного музыкального творчества как вида учебно-творческой деятельности
Темочки:
Использование информационно коммуникативных технологий в учреждениях дополнительного образования диктуется стремительным развитием и распространением мультимедийных технологий, различных электронных информационных ресурсов, а также сетевых технологий в качестве средств обучения и воспитания. В Законе «Об образовании» говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.»
Уже сейчас цифровое пространство стало неотъемлемой частью жизни ребенка. Для детей сегодняшнего дня игровая, познавательная и исследовательская деятельность с помощью компьютерных средств является обычным, но в тоже время привлекательным занятием. Доступным способом получения новых знаний и впечатлений. Источником знаний ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, образовательные организации, но и медиаресурсы.
Как бы мы не называли наших детей - «цифровые аборигены» или «поколение альфа», ясно одно: их будущее - это эпоха искусственного интеллекта, поэтому цифровизация обучения является стратегической задачей дополнительного образования, что собственно и прописано в законодательных и нормативных документах:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в рамках национального проекта «Образование».
Дополнительное музыкальное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности, что позволяет рассматривать её как одну из приоритетных сфер стратегии инновационного развития, направленную на обеспечение функционирования новых видов музыкального творчества.
Ключевые слова: цифровые инструменты, музыкальные мультимедийные технологии, социокультурная деятельность, дополнительное музыкальное образование.
Исходя из собственного опыта могу с уверенностью утверждать о назревшей модернизации развития музыкального образования, переставшего отвечать социокультурному запросу общества в цифровую эпоху. Культура нового поколения, ориентирована в основном на цифровой формат восприятия информации.
Как показала практика, за последние 5-7 лет в системе российского музыкального образования получило распространение преподавание игры на электронных музыкальных инструментах, в том числе скрипки, балалайки и аккордеона (баяна). В этой связи приходится решать много вопросов связанных с выработкой методических подходов, поиском репертуара (аранжировки для конкретных моделей инструментов, транскрипции, освоение функциональных возможностей инструментария. Собственно все вышесказанное и подтолкнуло меня к созданию авторских музыкально-компьютерных аранжировок, технологии видео и аудио дизайна, компьютерной студия звукозаписи.
Под термином «цифровизация» я имею в виду использование в перманентном учебном процессе и концертной практике цифровых музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий на всех исполнительских и теоретических направлениях. В частности подразумевается наличие у цифрового пиано, аккордеона именно функциональных возможностей синтезатора (большой выбор тембровых и стилевых патчей, голосовое разделение клавиатуры (R1, R2,L1 (L2, функции звукозаписи, регистрация банков памяти и т. д., а не простые модели цифровых пиано с молоточковой клавиатурой как заменители акустического фортепиано. Или скажем использование планшета может помочь учителю в формировании правильных представлений о правильной постановке игрового аппарата у ученика. Можно использовать планшет в качестве записывающего устройства, когда можно прослушать (увидеть) запись урока несколько раз. При этом оценку получившемуся звуку дает не только педагог, но и ученик. Такое прослушивание (просмотр) с комментарием преподавателя обучает ребенка давать правильную оценку качеству игры на музыкальном инструменте, развивает способность к самооценке и самоконтролю. Хочу сказать. что практика применения электромузыкальных инструментов и музыкально-компьюторных технологий в учебном процессе и концертной деятельности, при условии грамотного использования функциональных возможностей цифрового инструмента и звукоусилительной аппаратуры, даёт большие преимущества по сравнению с традиционными методами обучения и акустическим исполнительством. Хотя
существует и другое мнение консервативно настроенных музыкантов, весьма далёких от понимания специфики цифрового исполнительства, но априори уверенных, что цифровое «квазиискусство» не может достигнуть академических высот и поэтому нет смысла развивать это направление творчества как профессиональное. Такой псевдонаучный подход распространяется музыкантами консерваторами в социокультурном пространстве, формируя парадигму цифрового исполнительства как «любительского низкопробного музицирования», что, экстраполируется на все виды электронно-музыкального творчества и является препятствием к развитию цифрового исполнительства в системе дополнительного музыкального образования. Успех в цифровой системе образования определяется способностью человека адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, эффективно осваивать новую деятельность и приобретать новые профессиональные качества в течении всей жизни.
Литература
1. Белов ГГ., Горбунова И. Б., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер. Новый инструмент музыканта; Методическое пособие. Санкт-Петербург, 2006.
2. Белов Г. Г. «Cake work и аранжировка».
3. Горбунова И. Б., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер. Новый инструмент музыканта; Методическое пособие. Санкт-Петербург, 2006.
4. Горбунова И. Б., Горельченко А. В. Технологии и методики обучения. Музыкально-компьютерные технологии в системе начального музыкального образования. Санкт-Петербург: РПГУ им. А. И. Герцена, 2007.
5. Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс».-2013.-С. 58
6. Паспорт Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование», утверждён на заседании президиума Совета при Президента Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. -2018.-С. 21