Папки-передвижки

Коммуникативные способности у старших дошкольников и их развитие

Галина Журавлева
Коммуникативные способности у старших дошкольников и их развитие
▼ Скачать + Заказать документы

Давайте разберёмся, что же такое коммуникация? Коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в различных видах деятельности. А что же мы называем навыком? Это определённые действия, сформированные до полного автоматизма в результате многократного повторения. Действия, которые обеспечивают совокупность приобретённых знаний и навыков, называется способностью.

Публикация «Коммуникативные способности у старших дошкольников и их развитие» размещена в разделах

Существуют разные методы, применяемые для развития коммуникативных способностей у старших дошкольников. Они подразделяются на три группы: наглядные, словесные и практические, которые обеспечивают эффективное взаимодействие и взаимопонимание между детьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.

Коммуникативные способности является одной из важнейших условий развития ребёнка, его индивидуализации и социализации формирования личности. Когда эти качества сформированы, мы можем утверждать, что ребёнок готов к взаимодействию с окружающим миром, так как он может без труда справиться со всеми трудностями, преодолевает застенчивость, робость, смущение, то есть те качества, которые влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО, из приоритетных направлений является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, которое направленно на развитие общения детей дошкольного возраста, общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.

Согласно ФГОС – коммуникативные способности развиваются в процессе освоения детьми всех образовательных областей, которые предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках речевой работы, создания речевой развивающей среды.

В ФГОС дошкольного образования развитие речи ребёнка выделено в отдельное направление – «Социально-коммуникативное». Социально-коммуникативное развитие по-прежнему остаётся наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников включает в себя владение речью как средством общения и культуры. Это обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества складывается из развития звуковой и интонационной культуры речи и фонематического слуха. Очень важным в этом возрасте является знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текста различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Дети 5-6 лет постоянно оценивают и часто критикуют своих друзей, внимательно наблюдают за действиями друг друга, остро реагируют на оценку взрослого, они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период некоторые дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах. В дошкольном возрасте постоянно происходят изменения в отношениях между детьми. Ребёнок начинает относиться к себе через другого ребёнка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой.

Так в ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Из всех средств общения в старшем дошкольном возрасте начинают преобладать речевые. Речь продолжает оставаться ситуативной, дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем со взрослыми). Дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в определенной ситуации.

Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими впечатлениями, планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте опять становится возможным «чистое общение», не связанное с предметами и действиями с ними. Общение в этом возрасте происходит на фоне совместного дела, то есть общей игры или продуктивной деятельности. Сама игра к концу дошкольного возраста тоже меняется. На первый план выступают правила поведения игровых персонажей и соответствие игровых событий становится реальным.

К шести годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребёнку или поделиться с ним. Характерно, что все эти действия, направленные на поддержку сверстников, как правило, сопровождаются положительными эмоциями, улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Вопреки правилам игры дети пытаются помочь своим партнерам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить их от наказания. Все это может свидетельствовать о том, что поведение, направленное на сверстника, побуждается не только стремлением соблюсти моральную норму, но прежде всего непосредственным отношением к другому.

К концу дошкольного возраста между детьми начинают завязываться крепкие избирательные привязанности. Дети могут объединяться в небольшие группы (по 2 - 3 человека) и открыто показывать предпочтение своим друзьям. В поведении и отношениях таких детей наблюдается открытость и доверие. Дошкольники стремятся поделиться своими мыслями, предпочтениями, планами со сверстником. Демонстрируемое поведение свидетельствует о том, что именно в 5-6 лет необходимо формировать коммуникативные способности детей и способствовать образованию условий для их межличностного общения и взаимодействия.

У детей 5-6 лет происходит расширение возможностей общения детей и углубляется его содержание за счёт сформированного уровня развития речи. На протяжении всего дошкольного возраста у ребёнка происходит практическое овладение речью. Многочисленные исследования подтверждают, что речь как средство коммуникации в дошкольном детстве сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, которая полноценно описывает ситуацию или же какое-либо событие.

Также, важно отметить, что в дошкольном возрасте интенсивно растёт словарный состав речи. Можно выделить следующие основные направления речевого развития :

- расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи;

- уменьшение эгоцентризма в детской речи;

- развитие фонематического слуха;

- развитие функций речи.

Таким образом, речь является одной из важнейших психических функций, она отражает протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний, играет большую роль в регулировании поведения и деятельности ребенка.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными способностями, как способность сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому, общаться со сверстниками и со взрослыми.

Публикации по теме:

Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольниковИгра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольников Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: создавать условия для развития.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников Из публикации Оксаны Столь узнала о том, что 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (.

Конспект занятия для учащихся 9–11 классов «Коммуникативные способности» Конспект занятия для учащихся 9-11 классаТема «Коммуникативные способности»Цель: совершенствование коммуникативных умений и навыков. Задачи:.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметовРазвитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников «Радио»Задачи: развивать умение обращать внимание на индивидуальные особенностями сверстников Воспитатель берёт в руки микрофон (это может.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников.Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников. Тюрина Надежда Александровна Тема: «Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников». В настоящее время развитие детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные способности у старших дошкольников и их развитие
Опубликовано: 11 августа 2023 в 09:26
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативные способности у старших дошкольников и их развитие» (включая файлы) размещена пользователем Галина Журавлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД