Галина Журавлева
Коммуникативные способности у старших дошкольников и их развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте разберёмся, что же такое коммуникация? Коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в различных видах деятельности. А что же мы называем навыком? Это определённые действия, сформированные до полного автоматизма в результате многократного повторения. Действия, которые обеспечивают совокупность приобретённых знаний и навыков, называется способностью.
Публикация «Коммуникативные способности у старших дошкольников и их развитие» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Существуют разные методы, применяемые для развития коммуникативных способностей у старших дошкольников. Они подразделяются на три группы: наглядные, словесные и практические, которые обеспечивают эффективное взаимодействие и взаимопонимание между детьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.
Коммуникативные способности является одной из важнейших условий развития ребёнка, его индивидуализации и социализации формирования личности. Когда эти качества сформированы, мы можем утверждать, что ребёнок готов к взаимодействию с окружающим миром, так как он может без труда справиться со всеми трудностями, преодолевает застенчивость, робость, смущение, то есть те качества, которые влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО, из приоритетных направлений является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, которое направленно на развитие общения детей дошкольного возраста, общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
Согласно ФГОС – коммуникативные способности развиваются в процессе освоения детьми всех образовательных областей, которые предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках речевой работы, создания речевой развивающей среды.
В ФГОС дошкольного образования развитие речи ребёнка выделено в отдельное направление – «Социально-коммуникативное». Социально-коммуникативное развитие по-прежнему остаётся наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников включает в себя владение речью как средством общения и культуры. Это обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества складывается из развития звуковой и интонационной культуры речи и фонематического слуха. Очень важным в этом возрасте является знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текста различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дети 5-6 лет постоянно оценивают и часто критикуют своих друзей, внимательно наблюдают за действиями друг друга, остро реагируют на оценку взрослого, они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период некоторые дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах. В дошкольном возрасте постоянно происходят изменения в отношениях между детьми. Ребёнок начинает относиться к себе через другого ребёнка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой.
Так в ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Из всех средств общения в старшем дошкольном возрасте начинают преобладать речевые. Речь продолжает оставаться ситуативной, дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем со взрослыми). Дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в определенной ситуации.
Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими впечатлениями, планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте опять становится возможным «чистое общение», не связанное с предметами и действиями с ними. Общение в этом возрасте происходит на фоне совместного дела, то есть общей игры или продуктивной деятельности. Сама игра к концу дошкольного возраста тоже меняется. На первый план выступают правила поведения игровых персонажей и соответствие игровых событий становится реальным.
К шести годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребёнку или поделиться с ним. Характерно, что все эти действия, направленные на поддержку сверстников, как правило, сопровождаются положительными эмоциями, улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Вопреки правилам игры дети пытаются помочь своим партнерам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить их от наказания. Все это может свидетельствовать о том, что поведение, направленное на сверстника, побуждается не только стремлением соблюсти моральную норму, но прежде всего непосредственным отношением к другому.
К концу дошкольного возраста между детьми начинают завязываться крепкие избирательные привязанности. Дети могут объединяться в небольшие группы (по 2 - 3 человека) и открыто показывать предпочтение своим друзьям. В поведении и отношениях таких детей наблюдается открытость и доверие. Дошкольники стремятся поделиться своими мыслями, предпочтениями, планами со сверстником. Демонстрируемое поведение свидетельствует о том, что именно в 5-6 лет необходимо формировать коммуникативные способности детей и способствовать образованию условий для их межличностного общения и взаимодействия.
У детей 5-6 лет происходит расширение возможностей общения детей и углубляется его содержание за счёт сформированного уровня развития речи. На протяжении всего дошкольного возраста у ребёнка происходит практическое овладение речью. Многочисленные исследования подтверждают, что речь как средство коммуникации в дошкольном детстве сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, которая полноценно описывает ситуацию или же какое-либо событие.
Также, важно отметить, что в дошкольном возрасте интенсивно растёт словарный состав речи. Можно выделить следующие основные направления речевого развития :
- расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи;
- уменьшение эгоцентризма в детской речи;
- развитие фонематического слуха;
- развитие функций речи.
Таким образом, речь является одной из важнейших психических функций, она отражает протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний, играет большую роль в регулировании поведения и деятельности ребенка.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными способностями, как способность сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому, общаться со сверстниками и со взрослыми.