Галимова Фирюза
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре: формы, средства, действия
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 262 г. Челябинска»
Инструктор по физической культуре :
Галимова Фирюза Нигаматжановна
Челябинск, 2024
Статья на тему:
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре : формы, средства, действия
Публикация «Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре: формы, средства, действия» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре : формы, средства, действия
Проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста занимает особое место в системе образования. Именно коммуникативные навыки способствуют усвоению у детей норм и ценностей, принятых в обществе. На основе усвоенных норм и ценностей у детей формируются навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Коммуникативные навыки в дошкольном детстве занимают ключевую роль для дальнейшего становления социализации и эмоционального развития ребенка. С помощью коммуникации дети учатся устанавливать взаимодействие, выражать собственные эмоции, потребности, мнение и чувства, а также понимать и учитывать мнение и эмоции других.
Изучением проблемы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста занимались такие исследователи, как Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Петровский, Е. О. Смирнова, М. И. Лисина и др.
В самом общем виде под коммуникацией в научной литературе понимается процесс обмена общения, при котором люди обмениваются информацией, идеями, мнением, эмоциями.
Согласно исследованиям Д. Б. Эльконина, в дошкольном возрасте дети должны уметь вступать в общение, поддерживать общение, выражать собственное мнение и отношение к процессу общения. В этом возрасте дети учатся общаться со сверстниками, прежде всего, посредством игровой деятельности. Исходя из чего, игра выступает основной формой развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста [3].
Коммуникативные навыки способствуют не только социализации и эмоциональному развитию, но и познавательному развитию ребенка. Процесс коммуникации стимулирует познавательные процессы, в ходе которых дети учатся задавать вопросы, находить ответы на вопросы, изучать новое, формировать в собственном сознании картину мира.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами выделены основные коммуникативные навыки, которые должны быть сформированы в период дошкольного возраста [1, 4] :
- умение слушать и понимать речевое обращение взрослого или сверстника;
- соблюдать правила речевого этикета;
- излагать собственные мысли с помощью речи;
- умение задавать вопросы;
- умение отвечать на вопросы;
- понимать эмоции другого человека.
Занятия по физической культуре обладают обширными возможностями для одновременного развития двигательных и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. С помощью различных игр (ролевых, подвижных, спортивных) дети получают необходимую информацию и взаимодействуют друг с другом для постижения единой цели [1]. Между детьми распределяются роли, каждый ребенок ответственен за выполнение той или иной функции в рамках своей роли. При этом каждый участник игры учится быть доброжелательным и вежливым.
Организация занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста должна включать разнообразные виды работ с учетом их индивидуально-психологических особенностей. Это позволит каждому ребенку вступать во взаимодействие и формировать у себя коммуникативные навыки.
Коммуникативные навыки на занятиях по физической культуре формируются посредством использования разнообразных форм и методов обучения : объяснение, диалог, обсуждение, групповая работа, работа в парах, подвижные игры, ролевые игры, спортивные игры и др. Более конкретно представим формы, средства и действия по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в табл. 1.
Таблица 1. Формы, средства, действия по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Форма Средства Действия
Игровая Игровые упражнения, ролевая игра, подвижная игра, спортивная игра Педагог организует игры в парах или в командах, где дети общаются друг с другом для достижения общей игровой цели
Соревновательная Эстафеты, соревновательные состязания, Детей делят на команды, где для достижения цели необходима согласованность действий и обсуждение между участниками команды
Парная, групповая Работа в парах или малых группах Детям предлагаются двигательные задания, в которой требуется слаженная работа между участниками
Моделирование Театрализованные игры, ролевые игры, сценки При исполнении ролей дети взаимодействуют друг с другом, благодаря чему развиваются коммуникативные навыки
Музыкально-ритмическая Танцевальные упражнения, ритмическая гимнастика, парные танцы, групповые танцы Организация занятий, где дети должны синхронизировать движения и взаимодействовать друг с другом под такт музыки
Рефлексия Обсуждение Педагог организует обсуждение детей друг с другом, где анализируются впечатление, ошибки и пожелания
Представим также игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.
Игровое упражнение «зеркальность». Организуется работа в парах. Одному ребенку предлагается выполнить двигательное действие, а второй ребенок должен повторить его. В данной игре развивается эмоциональный контакт между детьми и внимательность.
Игра «Охота за сокровищами». Педагог организует охоту за сокровищами, где дети должны работать в командах, выполнять различные упражнения, чтобы найти список предметов. В такой игре дети обмениваются подсказками, которые они находят по пути.
Эстафеты с передачей предметов также требуют слаженности в действиях участников команды.
Моделирование изображений различных профессий с использованием двигательных действий. Один ребенок изображает профессию, остальные должны угадать ее через обсуждение.
Подвижная игра «Охота на тигров». Дети образуют круг. Водящий отворачивается к стенке и считает до 10. В это время остальные дети передают друг другу игрушку. Как ведущий закончит считать, дети больше не передают игрушку. Ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Таким образом, коммуникативные навыки формируют у детей дошкольного возраста умение вступать и поддерживать контакт, а также понимать эмоциональное состояние другого человека. Занятия по физической культуре позволяют формировать коммуникативные навыки посредством двигательной активности. Для этого используются разнообразные формы, методы и средства обучения. Однако основной формой развития детей дошкольного возраста остается игра. Игра помогает освоить важный материал и быть открытым, раскрепощенным в процессе занятия. Разнообразить процесс позволяют такие формы работы, как моделирование, музыкально-ритмическая деятельность, танцевальная деятельность, соревновательная деятельность и др. При выборе той или иной формы следует учитывать цель обучения, потребности и имеющийся у детей опыт.
Список литературы
1. Важинская Н. В., Веденькина М. В. К вопросу о развитии двигательной активности детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре // Креативный и когнитивный потенциал субъектов образовательного процесса: проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей. Составитель: М. В. Веденькина. Астрахань, 2022. С. 23-26.
2. Галямова Л. Б. Развитие коммуникативных умений у детей страшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы XII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2024. С. 65-67.
3. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для вузов. – М. : Издательство Юрайт, 2024. - 291 с.
4. Сасова С. Ю. Модель развития коммуникативных навыков у старших дошкольников в игровой деятельности // NovaInfo.Ru. 2024. № 143. С. 180-182.