Папки-передвижки

Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре: формы, средства, действия

Галимова Фирюза
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре: формы, средства, действия
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 262 г. Челябинска»

Инструктор по физической культуре :

Галимова Фирюза Нигаматжановна

Челябинск, 2024

Статья на тему:

Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре : формы, средства, действия

Темочки:

Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре : формы, средства, действия

Проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста занимает особое место в системе образования. Именно коммуникативные навыки способствуют усвоению у детей норм и ценностей, принятых в обществе. На основе усвоенных норм и ценностей у детей формируются навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Коммуникативные навыки в дошкольном детстве занимают ключевую роль для дальнейшего становления социализации и эмоционального развития ребенка. С помощью коммуникации дети учатся устанавливать взаимодействие, выражать собственные эмоции, потребности, мнение и чувства, а также понимать и учитывать мнение и эмоции других.

Изучением проблемы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста занимались такие исследователи, как Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Петровский, Е. О. Смирнова, М. И. Лисина и др.

В самом общем виде под коммуникацией в научной литературе понимается процесс обмена общения, при котором люди обмениваются информацией, идеями, мнением, эмоциями.

Согласно исследованиям Д. Б. Эльконина, в дошкольном возрасте дети должны уметь вступать в общение, поддерживать общение, выражать собственное мнение и отношение к процессу общения. В этом возрасте дети учатся общаться со сверстниками, прежде всего, посредством игровой деятельности. Исходя из чего, игра выступает основной формой развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста [3].

Коммуникативные навыки способствуют не только социализации и эмоциональному развитию, но и познавательному развитию ребенка. Процесс коммуникации стимулирует познавательные процессы, в ходе которых дети учатся задавать вопросы, находить ответы на вопросы, изучать новое, формировать в собственном сознании картину мира.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами выделены основные коммуникативные навыки, которые должны быть сформированы в период дошкольного возраста [1, 4] :

- умение слушать и понимать речевое обращение взрослого или сверстника;

- соблюдать правила речевого этикета;

- излагать собственные мысли с помощью речи;

- умение задавать вопросы;

- умение отвечать на вопросы;

- понимать эмоции другого человека.

Занятия по физической культуре обладают обширными возможностями для одновременного развития двигательных и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. С помощью различных игр (ролевых, подвижных, спортивных) дети получают необходимую информацию и взаимодействуют друг с другом для постижения единой цели [1]. Между детьми распределяются роли, каждый ребенок ответственен за выполнение той или иной функции в рамках своей роли. При этом каждый участник игры учится быть доброжелательным и вежливым.

Организация занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста должна включать разнообразные виды работ с учетом их индивидуально-психологических особенностей. Это позволит каждому ребенку вступать во взаимодействие и формировать у себя коммуникативные навыки.

Коммуникативные навыки на занятиях по физической культуре формируются посредством использования разнообразных форм и методов обучения : объяснение, диалог, обсуждение, групповая работа, работа в парах, подвижные игры, ролевые игры, спортивные игры и др. Более конкретно представим формы, средства и действия по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в табл. 1.

Таблица 1. Формы, средства, действия по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Форма Средства Действия

Игровая Игровые упражнения, ролевая игра, подвижная игра, спортивная игра Педагог организует игры в парах или в командах, где дети общаются друг с другом для достижения общей игровой цели

Соревновательная Эстафеты, соревновательные состязания, Детей делят на команды, где для достижения цели необходима согласованность действий и обсуждение между участниками команды

Парная, групповая Работа в парах или малых группах Детям предлагаются двигательные задания, в которой требуется слаженная работа между участниками

Моделирование Театрализованные игры, ролевые игры, сценки При исполнении ролей дети взаимодействуют друг с другом, благодаря чему развиваются коммуникативные навыки

Музыкально-ритмическая Танцевальные упражнения, ритмическая гимнастика, парные танцы, групповые танцы Организация занятий, где дети должны синхронизировать движения и взаимодействовать друг с другом под такт музыки

Рефлексия Обсуждение Педагог организует обсуждение детей друг с другом, где анализируются впечатление, ошибки и пожелания

Представим также игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.

Игровое упражнение «зеркальность». Организуется работа в парах. Одному ребенку предлагается выполнить двигательное действие, а второй ребенок должен повторить его. В данной игре развивается эмоциональный контакт между детьми и внимательность.

Игра «Охота за сокровищами». Педагог организует охоту за сокровищами, где дети должны работать в командах, выполнять различные упражнения, чтобы найти список предметов. В такой игре дети обмениваются подсказками, которые они находят по пути.

Эстафеты с передачей предметов также требуют слаженности в действиях участников команды.

Моделирование изображений различных профессий с использованием двигательных действий. Один ребенок изображает профессию, остальные должны угадать ее через обсуждение.

Подвижная игра «Охота на тигров». Дети образуют круг. Водящий отворачивается к стенке и считает до 10. В это время остальные дети передают друг другу игрушку. Как ведущий закончит считать, дети больше не передают игрушку. Ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Таким образом, коммуникативные навыки формируют у детей дошкольного возраста умение вступать и поддерживать контакт, а также понимать эмоциональное состояние другого человека. Занятия по физической культуре позволяют формировать коммуникативные навыки посредством двигательной активности. Для этого используются разнообразные формы, методы и средства обучения. Однако основной формой развития детей дошкольного возраста остается игра. Игра помогает освоить важный материал и быть открытым, раскрепощенным в процессе занятия. Разнообразить процесс позволяют такие формы работы, как моделирование, музыкально-ритмическая деятельность, танцевальная деятельность, соревновательная деятельность и др. При выборе той или иной формы следует учитывать цель обучения, потребности и имеющийся у детей опыт.

Список литературы

1. Важинская Н. В., Веденькина М. В. К вопросу о развитии двигательной активности детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре // Креативный и когнитивный потенциал субъектов образовательного процесса: проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей. Составитель: М. В. Веденькина. Астрахань, 2022. С. 23-26.

2. Галямова Л. Б. Развитие коммуникативных умений у детей страшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы XII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2024. С. 65-67.

3. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для вузов. – М. : Издательство Юрайт, 2024. - 291 с.

4. Сасова С. Ю. Модель развития коммуникативных навыков у старших дошкольников в игровой деятельности // NovaInfo.Ru. 2024. № 143. С. 180-182.

Публикации по теме:

Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возрастаИспользование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста «Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста»В период от 3 до 7 лет ребенок.

Фотоотчет «Детский тимбилдинг на занятиях по физической культуре»Фотоотчет «Детский тимбилдинг на занятиях по физической культуре» Сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, и поэтому инструктору по ф / к необходимо.

Конспект НОД по физической культуре «Покатаем — поиграем» с обручами для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по физической культуре «Покатаем — поиграем» с обручами для детей старшего дошкольного возраста Цели: формировать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, формировать стремление детей к осознанному отношению по сохранению.

Конструирование на занятиях по физической культуре в ДОУКонструирование на занятиях по физической культуре в ДОУ Конструирование на занятиях по физической культуре в нашем ДОУ мы используем, чтобы разнообразить занятия по физкультуре, повысить интерес.

Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуреКонструктивная деятельность детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре На занятиях по физической культуре инструктор отрабатывает свои задачи по физическому воспитанию: обогащает двигательный опыт детей, помогает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре: формы, средства, действия
Опубликовано: 5 ноября 2024 в 11:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре: формы, средства, действия» (включая файлы) размещена пользователем Галимова Фирюза (УИ 1819439) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД