Приложение МААМ

Понятие и структура коммуникативной компетентности

Маргарита Шалашова
Понятие и структура коммуникативной компетентности
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие и структура коммуникативной компетентности

Одной из важнейших сторон и результатов развития ребенка дошкольного возраста является коммуникативное развитие. Результатом такого развития является коммуникативная компетентность в общении детей со взрослыми и со сверстниками.

В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия с социумом. Это взаимодействие со взрослым и взаимодействия со сверстником. В дошкольном возрасте идет расширение границ социального пространства, прежде всего за счет того, что с четырех лет в жизни ребенка, кроме значимости взрослых, появляется и увеличивается значимость сверстника, так как именно с этого возраста сверстник является неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка. Группа сверстников становится референтной для детей дошкольного возраста.

Публикация «Понятие и структура коммуникативной компетентности» размещена в разделах

Проблема формирования коммуникативной компетентности рассматривалась в рамках системно-деятельностного подхода и теории общения и межличностных отношений (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова).

М. И. Лисина сделала деятельность общения предметом своих исследований. Она рассматривает общение как определенный самостоятельный вид деятельности и как условие формирования личности в целом.

Целью общения, считает М. И. Лисина, является познание себя и познание других людей.

Взаимодействие с окружающими людьми является центральным компонентом целостного отношения ребенка к себе, к другим людям, к предметному миру в целом.

Потребность в общении не является врожденной, а формируется прижизненно, через становление потребности в общении со взрослыми и со сверстниками. В ходе развития меняются потребности, мотивы, средства общения.

В дошкольном возрасте ребенок проходит несколько стадий развития общения со взрослыми и со сверстниками, которые М. И. Лисина определила как формы общения.

Коммуникативная компетентность – умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях (В. Н. Куницына).

Компетентность в современной психологии понимается как сочетание знаний, опыта и способностей человека (Г. А. Цукерман). То есть, коммуникативная компетентность, в отличие от коммуникативных умений и навыков (те качества, которым можно научить, упражняя в использовании существующих в культуре средств и способов достижения целей, предполагает наличие качеств, которые позволяют человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения.

Важно отметить, что существует целый ряд предпосылок формирования коммуникативной компетентности дошкольника в общении со сверстниками.

В основе коммуникативной компетентности лежат предпосылки, основными из которых являются возрастные особенности развития (особенности психического развития и особенности общения со взрослыми и со сверстниками) и индивидуальные особенности самого ребенка (индивидуальность ребенка и индивидуальный опыт ребенка).Отметим наиболее важные и исследованные предпосылки формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в общении со сверстниками.

Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности со сверстниками.

В исследовании особенностей общения детей старшего дошкольного возраста было доказано, что результат социализации, успешность общения в группе сверстников определяется не внутренними и внешними особенностями напрямую, а опосредован самим процессом протекания реального общения и взаимодействия. То есть успешность ребенка в общении со сверстниками зависит от процесса конструирования социальной реальности: активности, чувствительности к партнеру.

Коммуникативная компетентность в процессе реального общения, проявляется в способности ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и др., направленности на другого, чувствительности к сверстнику.

Данное свойство может проявляться в активности, инициативности, желании помочь, поделиться, возможности учитывать и понимать точку зрения другого, способности оценить деятельность сверстника в процессе общения. При этом, как показали результаты исследования, ребенок может учитывать интересы и особенности сверстника и использовать их «в свою пользу» (эгоистическая направленность, конкурентность, а может в «пользу другого» (гуманистическая направленность, про социальные формы поведения, бескорыстная помощь).Но в том и другом случае ребенок может обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности.

Способность ориентироваться и учитывать особенности другого в процессе общения формируется в процессе деятельности.

В основе коммуникативной компетентности лежит сформированность адекватного образа сверстника, который включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты.

Условно можно выделить три составляющие образа сверстника:

Познавательный аспект образа сверстника включает:

1) знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками;

2) дифференцированный образ сверстника (знание внешних особенностей, желаний,потребностей, мотивов поведения, особенностей деятельности и поведения другого);

3) знание и понимание эмоций другого человека;

4) знание способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации.

Эмоциональный аспект образа сверстника включает:

1) положительное отношение к сверстнику;

2) сформированность личностного типа отношения к сверстнику (то есть преобладание чувства «общности», «сопричастности» (понятие Е. О. Смирновой) над обособленным, конкурентным отношением к сверстнику).

Поведенческий аспект образа сверстника включает:

1) умение регулировать процесс общения и взаимодействия с помощью правил и нормповедения;

2) умение выражать и достигать собственных целей общения с учетом интересовсверстника;

3) способность конструктивного сотрудничества;

4) способность к просоциальным действиям в процессе общения со сверстниками;

5) умение разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами.

Безусловно, выделенные компоненты коммуникативной компетентности неразрывно связаны между собой и в реальном процессе общения их трудно разделить.

Познавательный, эмоциональный и поведенческий компонент адекватного образа сверстника образуют центральное качество, определяющее коммуникативную компетентность – чувствительность к воздействиям сверстника.

Чувствительность к сверстнику – способность ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и др., проявлять внимание к сверстнику, готовность ответить на его предложения, способности услышать и понять другого.

В дошкольном возрасте детям доступны три варианта проявления коммуникативной компетентности : в ситуации достижения собственных целей общения, взаимодействия с учетом особенностей партнера по общению (что-то попросить, договориться о принятии в игру, что-то узнать, уточнить и т. д., при этом не вызывая отрицательного отношения со стороны партнера по общению); в ситуации достижения цели совместными усилиями (организация и проведение игр, совместные задания, упражнения, подвижные игры, выполнение поручений и т. д.); в ситуации форм поведения проявляются просоциальные поступки (содействие, сочувствие, бескорыстная помощь, взаимовыручка).

Все эти ситуации проявления коммуникативной компетентности связаны с чувствительностью к сверстнику, способности ориентироваться на другого, сформированность познавательного, эмоционального и поведенческого компонента образа сверстника.

Данные ситуации проявления коммуникативной компетентности могут выступать и критериями диагностики и направлениями развития коммуникативной компетентности.

Степень коммуникативной компетентности в общении со сверстниками определяется чаще всего с помощью диагностики степени популярности в группе сверстников. Инструментом ее измерения является социометрия.

Как показывают многочисленные зарубежные исследования, популярные в группе дети, способные к сотрудничеству со сверстниками в ходе игр, обычно демонстрируют больше просоциального поведения и поведения, ориентированного на других.

Выделяют следующие качества, характерные для популярных в детском саду детей: инициируют активность, медленно приближаясь к группе; делают уместные комментарии и делятся информацией; чувствительны к потребностям и действиям других; не навязывают свою волю другим детям; соглашаются играть рядом с другими детьми; умеют устанавливать и поддерживать дружеские отношения; при необходимости приходят на помощь; способны поддерживать разговор; откликаются на предложения других детей; умеют разрешать конфликты; не склонны к агрессии.

Непопулярные дети или более агрессивны, или отличаются большей замкнутостью, при этом они испытывают трудности при социальном взаимодействии со сверстниками.

Одна из возможных причин – игнорирование ребенка и жестокое обращение взрослых в период раннего детства. Также некоторые особенности, такие, как замкнутость, отгороженность.

Отечественные исследования детской популярности подтверждают данные результаты. Так, в исследовании Е. О. Смирновой обнаружено, что наибольшие различия у популярных и непопулярных детей были выявлены при анализе эмоционального отношения к сверстникам.

Популярные дети, в отличие от непопулярных, проявляли положительный интерес, сочувствие и просоциальное поведение, то есть были готовы бескорыстно помочь другому ребенку.

Данные факты подтверждают то, что в основе популярности дошкольников лежат не развитие социального интеллекта и не организаторские способности, а эмоциональное отношение к сверстнику. Нечувствительность, отсутствие интереса к другому ребенку, враждебность и агрессия препятствуют формированию популярности ребенка в группе сверстников.

Диагностика коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Для определения особенностей коммуникативной компетентности подобраны методики, направленные на диагностику всех составляющих коммуникативной компетентности : особенностей познавательного, эмоционального и поведенческого аспекта образа сверстника и чувствительности к сверстнику.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

Примерная структура занятия по сказкотерапии 1 ЧАСТЬ: ВВОДНАЯ. [/b] ЦЕЛЬ: а) формирование интереса и потребности к познанию и укреплению здоровья, введение в волшебный сказочный мир.

Структура самопрезентации воспитателяСтруктура самопрезентации воспитателя Самопрезентация воспитателя Самопрезентация может делиться на несколько частей. Первая – вступление. Вторая – основная часть. Третья – заключительная.

Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.

Структура портфолио Совсем недавно я аттестовалась на высшую категорию и сегодня спешу поделиться с вами структорой портфолио, которую я разработала в соответствии.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие и структура коммуникативной компетентности
Опубликовано: 22 июня 2023 в 11:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие и структура коммуникативной компетентности» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Шалашова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД