Ольга Горбунова
Логопедический проект «Коммуникативная компетентность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативная компетентность – это способность легко вступать в общение с окружающим миром.
Учитывая то, что коммуникативные способности мы развиваем у детей, имеющих нарушения речи, нам необходимо коррекционное обучение, направленное на исправление различных речевых расстройств.
Известный выдающийся психолог Л. С. Выготский сказал: «Обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте».
Какое же обучение способно заглянуть в будущее?
Публикация «Логопедический проект „Коммуникативная компетентность дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Обучение должно стать непосредственной образовательной деятельностью. Такой деятельностью, которая поможет ребенку больше мыслить, познавать играя, шутя и смеясь усваивать максимум информации.
Какие же проблемы привели к созданию данного проекта?
Предпосылками стали проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста :
• Недостаточный словарный запас.
• Неспособность грамматически правильно построить предложение.
• Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи, дыхание.
• Нарушенное звукопроизношение.
Актуальность данного проекта заключается в том, что развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе и дальнейшего становления личности ребенка.
В рамках данного проекта преследуются следующие цели:
Развитие монологической и диалогической речи.
Развитие познавательных, коммуникативных качеств дошкольника.
Повышение мотивации к общению.
Формирование культурной, творческой, социально-активной личности.
Ведь речь - это важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, приобщение к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимое условие воспитания и обучения.
Исходя из вышесказанного, перед реализацией данного проекта поставлены следующие задачи:
Практическое усвоение лексико-грамматических средств языка.
Формирование правильного звукопроизношения.
Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
Развитие навыка связной речи.
Естественно, от каждого проекта, мы ожидаем определенных результатов. Результатом данного проекта является то, что дети сумеют:
овладеть навыками творческого рассказывания;
поймут и будут использовать простые и сложные предлоги, лексико-грамматические категории слов;
овладеют навыками словообразования и навыками правильного звуко-слогового оформления речи.
Участниками проекта являются :
Дети старшего дошкольного возраста
Родители
Учитель-логопед
Воспитатели группы
Психолог
Продолжительность проекта 4 месяца
(Октябрь-январь)
В старшем дошкольном возрасте дети живо интересуются профессиями. Этот интерес мы использовали как средство повышения речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.
Ребятам очень понравилась идея играть в «журналистов» - узнавать много нового, брать интервью, готовить репортаж. Но чтобы стать хороши, грамотным журналистом необходимо правильно произносить все звуки речи, знать много разных слов, правильно строить предложения, уметь рассказывать и вести диалог.
Поставленные задачи решаются
в форме занятий
с использованием различных методов с учётом лексических тем, установленных в данной возрастной группе.
• Моделирование ситуаций
• Наблюдения
• Развивающие игры
• Тренинговые упражнения
• Импровизации
• Рассматривание рисунков
• Рассказы детей (описательные, из опыта и т. д., беседы, обсуждения.
Играя в «журналистов», ребята занимаются различными видами непосредственной образовательной деятельности.
Это различные подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия, на которых ведется работа
- по исправлению звукопроизношения;
-по развитию фонематического слуха.
-проводятся игры на развитие мелкой моторики:
Уже не для кого не секрет, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Ведь пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
-Самомассаж:
Это все виды массажа на самом себе. При выполнении такого массажа систематически улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
- Аурикулотерапия – это массаж ушных раковин – необходим детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности ребенка. Поднимается общий тонус нервной системы, снимается утомление, пробуждаются внутренние резервы.
-Игры с песком:
Песочная терапия помогает интенсивно и гармонично развивать все речевые процессы. Помогает при регуляции мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.
Во время игры с песком снижаются негативные проявления, достигаются положительные эмоции.
На занятиях ребята знакомятся с элементами грамоты,
Учатся составлять рассказ и вести диалог.
Готовят репортаж и интервью, интересные статьи для журнала «Хотим всё знать».
Учитель –логопед Горбунова О. А.