МААМ-картинки

Компьютерная зависимость и дети: советы психолога

Елена Позднякова
Компьютерная зависимость и дети: советы психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Компьютер и другие информационные устройства — мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни современного общества. С одной стороны, это позволило упростить жизнь современному человеку, в том числе и ребенку. С другой стороны, появилось немало новых проблем, среди которых - компьютерная и интернет – зависимость. Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности становится ребенок

Давайте вместе попробуем разобраться в том, что такое компьютерная (интернет) зависимость у детей? Что делать, чтобы не допустить ее появления?

Публикация «Компьютерная зависимость и дети: советы психолога» размещена в разделах

Интернет-зависимость — это расстройство психики, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

Игровая зависимость, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.

Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в реальной жизни.

Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый серфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не сидит в соцсетях, то с ним все в порядке.

С чего и как всё начинается?

А начинается всё, обычно, по одному сценарию…

Малыш пристает к маме, он хочет пообщаться или поиграть, но маме некогда. И чтобы нейтрализовать ребенка, она дает ему сотовый телефон: «На, поиграй». Таким образом, она, как ей кажется, убивает двух зайцев: получает полчаса свободного времени, и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. Это не может не понравиться им обоим.

Первые семена зависимости упали на благодатную почву…

В этом возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ.

У ребенка формируется устойчивая связь – захотел развлечься – взял телефон/айфон/планшет/ноутбук.

Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют.

И скоро ребенок и сам не захочет складывать пирамидки и кубики и катать машинку. Ни чтение книги, ни настольная игра, ни подвижные игры не в состоянии конкурировать с теми поистине безграничными возможностями, которые дает компьютерный мир.

Каждый вечер в доме будут звучать два слова: «Дай поиграть!»

Научно доказано, что мозг ребенка развивается через руки.

Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга.

Заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию.

Более того, ребенок учится не только так развлекаться, он привыкает перенаправлять, смещать свои эмоции и чувства с живых людей на игру и интернет-общение. И это тоже происходит не без “помощи” родителей.

Ребенку захотелось пообщаться с мамой, прижаться к ней, обнять, а она, занятая чем-то, дает ему телефон.

Происходит подмена объектов любви: захотелось ласки – выйди в интернет. Захотелось общения с близкими по духу людьми – интернет наше все.

Дети не учатся делиться своими переживаниями с близкими, отвыкают видеть глаза собеседника, понимать его без слов. Происходит эмоциональное обеднение поколения, многие современные дети не умеют выражать своих чувств и эмоций.

Видеоигры могут вызвать сильнейшее привыкание. Ребёнок (подросток) становится одержим игрой, на ней фокусируется весь спектр его интересов. Всё свободное время проводит с компьютером. Пропускает учёбу, не выполняет свои обязанности. Ребёнок практически полностью теряет контроль над собой. И если лишить его любимого занятия хотя бы на день-два, ведёт себя крайне агрессивно. И это неудивительно, ведь он настолько вовлечён в игру; что реальные люди и события блекнут по сравнению с красочными виртуальными героями. Доказано, что, помимо психологической зависимости, игромания вызывает и зависимость физиологическую. Объяснение простое: во время игры гормон радости - эндорфин в больших количествах поступает в организм и приносит непомерное удовольствие. Человек чувствует себя комфортно, и со временем уже не может обойтись без этого «наркотика».

Компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами – кубиками, пирамидками, машинками, куклами, книгами, к карандашам.

Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Трогая новый предмет, он не только познает его в ключе твердый - мягкий/теплый - холодный, но и форму, объем, массу. Компьютер не дает такой возможности.

Причины компьютерной зависимости:

• Отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру.

• Дефицит общения в семье, т. е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.

• Замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками.

• Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером (то есть не соблюдение допустимого времени, которое можно проводить за компьютером без вреда для здоровья).

Симптомы зависимости

Хорошее самочувствие за компьютером и раздражение при отвлечении.

Утрата чувства времени и забывание о важных делах.

Пренебрежение здоровьем, сном в пользу проведения времени за компьютером

Обсуждение компьютерной тематики с людьми причастными и непричастными к компьютерным играм

Последствия компьютерной зависимости для физического здоровья:

• Нарушение функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»);

• Нарушение опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушение осанки);

• Нарушение пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры);

• Общее истощение организма – хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.

• Ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния

Как уберечь ребенка от зависимости?

Предлагаю вашему вниманию рекомендации, исполнение которых позволит снизить вероятность возникновения зависимости.

Профилактика компьютерной зависимости.

1. Родителям необходимо являть собой пример для своих детей, ведь они обучают их жить так, как делают это сами. Если включенный в течение всего дня телевизор является фоном для времяпровождения членов семьи в квартире, если родители сами подолгу зависают в Интернете и социальных сетях или постоянно играют в компьютерные игры, то какой пример возьмут с нас дети?

2. Взрослые должны с самого начала озвучить ребенку четкие и жесткие правила пользования телевизором, планшетом, компьютером и т. п. Твердый запрет на то, что родители считают вредным для своих детей - это отнюдь не проявление жестокости с их стороны.

Конкретные и разумные ограничения упорядочивают мир ребенка, делают его простым и понятным: четко зная границы дозволенного, он чувствует себя в безопасности.

3. Можно и даже нужно записать ребенка в кружок или секцию в соответствии с его интересами. Тогда, во-первых, у него будет оставаться меньше времени на желание посидеть у компьютера и телевизора, во-вторых, он будет увлечен живым общением со сверстниками.

4. Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.

5. Периодически вместо проведения вечера у телевизора, компьютера, планшета можно устраивать прогулку или игру всей семьей в лото, игры-загадки, шашки, шахматы, конструктор и пр.

6. Компьютер можно использовать для проведения совместно с ребенком экскурсии по виртуальному зоопарку или установить полезные для развития программы. Главное помнить, что все хорошо в меру.

7. Рекомендуется соблюдать следующие ограничения пользования дошкольником компьютером, планшетом, телефоном и пр.

• продолжительность пребывания за компьютером не должна превышать10минут для детей 5 лет и 15–20минут для детей 6–7 лет;

• не стоит допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще трех раз в неделю, более одного раза в течение дня, а также поздно вечером и непосредственно перед сном;

• необходимо следить за тем, во что играет ребенок и какие фильмы, мультфильмы он смотрит.

8. Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать “достаточно” – компьютер нужен папе.

9. Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который “не читал, но осуждаю”.

10. Несмотря на компьютерные пристрастия, наши дети, как нуждались в безопасности, самореализации и любви, так и нуждаются. Базовые потребности остались теми же. За миллионы лет мы научились удовлетворять эти потребности, многие люди, а теперь уже и дошкольники удовлетворяют их посредством гаджетов.

-Что, по вашему мнению, сможет восполнить в ребёнке равновесие и радость от жизни? В жизни ребенка должно быть как можно больше реальных событий: забота о

домашних животных, общение с друзьями, совместные прогулки, настольные игры, физическая нагрузка, подвижные игры в парке; катания на самокатах, велосипедах, походы, путешествия, экскурсии, спортивные, подвижные игры, занятие спортом, общий со взрослыми досуг в будни и выходные, веселые приключения.

Успехов и удачи Вам в воспитании детей!

В статье использован материал:

o Энциклопедия независимости. Богданчиков В., Болдырев О., Сурайкин А.

o Заряна и Нина Некрасовы. Как оттащить ребёнка от компьютера, и что с ним потом делать: пособие для родителей. – 2 изд. доп. - М. Академический проект, 2017.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Компьютерная дидактическая игра «Выбери одежду по сезону» Технологическое описание интерактивной дидактической игры с использованием триггеров «Выбери одежду по сезону» Компьютерная игра предназначена.

Консультация для родителей «Лево руля!». Советы родителям, у которых дети — левши Ко мне в группе подошла мама Славика Д. и спросила: «Если мой мальчик левша, то он какой – то «неправильный»? Я объяснила, что леворукость.

Консультация для родителей «Непослушные дети. Советы родителям» Непослушные дети: чем они не угодили родителям? Чтобы такие дети вели себя "хорошо", взрослым приходится прилагать массу усилий: сдерживать,.

Наша новая книга «Компьютерная азбука»Наша новая книга «Компьютерная азбука» Наша новая книга «Компьютерная азбука» В рамках проекта «Компьютер и дети» в нашем детском саду появилась новая книга! Опять дети создали.

Общие советы психолога «Почему ребенок стал кусаться» Общие советы психолога Отучать ребенка кусаться нужно, как только были замечены первые попытки проявления подобного поведения. При этом.

Советы психолога для родителей «Страх перед медицинскими процедурами» Советы психолога: Страх перед медицинскими процедурами. Знакомая картина: испуганные дети, которые стоят перед процедурным кабинетом. Малыш.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Компьютерная зависимость и дети: советы психолога
Опубликовано: 7 июня 2022 в 22:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Компьютерная зависимость и дети: советы психолога» (включая файлы) размещена пользователем Елена Позднякова (УИ 3014775) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД