Рамиля Абдрахманова
Компьютерная зависимость детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современный ребенок живёт в мире, где особую роль играет информационные технологии. Сегодня родители часто используют компьютер в качестве средства занятости своего ребенка. Взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребёнок из компьютера. Он становится для ребенка не только игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, которые заняты работой. Постепенно ребёнок начинает проводить за компьютером всё больше времени. В результате возникает проблема компьютерной зависимости у ребенка дошкольного возраста.
Почему формируется компьютерная зависимость?
Публикация «Компьютерная зависимость детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у ребенка становится неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. Но откуда возникает повышенная тревога и неудовлетворённость?
Основными причинами становятся проблемы в семье. Такие как недопонимание между родителями и ребёнком, отсутствие или недостаточное внимание родителей к ребенку, вседозволенность, завышенные требования взрослых по отношению к ребенку, трудности в общении со сверстниками.
Существует два пути выхода из состояния тревоги: либо ребенок становится агрессивным, либо он стремится «уйти». В компьютерной игре ребёнок может не только «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей, но и укрыться от безрадостной для него реальности.
Лечение компьютерной зависимости – проблема сложная, которая требует согласованной работы разных специалистов различных областей - медицины, педагогики, психологии, а самое важное - семьи. В таких случаях родители должны поддержать ребёнка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Не надо критиковать ребёнка, проводящего слишком много времени за компьютером, который может углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Критика воспринимается ребёнком, как отказ родителей понять его интересы и может вызвать замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
Одним из путей предотвращения возникновения зависимости является правильное воспитание ребенка:
- это доброжелательное общение родителей с ребёнком на доверительной основе. При этом важно не ограничивать ребенка в его действиях (например, запрещать те или иные игры, а объяснять, почему, то или иное занятие или увлечение для него не желательно;
- это совместные прогулки на свежем воздухе, которая намного полезнее компьютерных игр;
- это совместное посещение музеев, выставочных залов, театров, кинотеатров. Интересные собеседники могут отодвинуть компьютер на второй план;
- это могут быть танцы, игровые виды спорта, гимнастика, борьба или плавание. Они не только увлекут его, но и оздоровят, закалят, сделают его сильным и выносливым. А самое главное - занятие должно быть по душе ребёнку.
В нашем детском саде реализуется программа профилактики компьютерной зависимости детей старшего дошкольного возраста посредством игровых тренингов. В рамках игрового тренинга ребёнок учится общаться со сверстниками, осваивает различные виды детской деятельности - рисование конструирование, восприятие и сочинение сказок. И самое важное - он учится играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и др.) и отличать игру от реальности.
Следовательно, выше, сказанное не означает призыва исключить компьютер из жизни и воспитания ребенка. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно.
Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет, когда ребенок уже готов к ее использованию по назначению и экран будет для него именно средством получения необходимой информации.