Елена Бабарико
Компонентная структура познавательных интересов
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы в развитии познавательных интересов :
• в современных образовательных программах недостаточно точно и часто формально представлены ориентиры и сформулированы задачи развития познавательной деятельности дошкольников;
• ориентированность педагогического процесса детского сада и усилий родителей на формирование знаний;
• использование методов и приемов, направленных на передачу представлений, а не на активизацию процесса их освоения (предпочитают «пересказывать» информацию для детей);
• интенсификация процесса усвоения содержания, перенасыщенность излишней информацией;
Темочки:
• недостаточный учет уровня подготовленности детей и особенностей группы;
• нецелесообразность развития познавательных интересов детей в рамках определенного содержания, на занятиях одной направленности (экологических, математических, развития речи
• педагоги-практики часто, принимая необходимость развития познавательных интересов, неточно представляют этапность в их развитии;
• педагоги не всегда могут создать ситуации «развивающей интриги»;
• эффективность используемых методов, приемов и средств познавательного развития снижена за счет фрагментарного их использования;
• требует переосмысления проблема соотношения дифференциации и индивидуализации в современных технологиях развития познавательной активности, самостоятельности и интересов старших дошкольников;
• некоторое обманчивое впечатление у части педагогов и родителей, что уровень развития познавательной деятельности и интересов у современных детей значительно повысился.
Компонентная структура познавательных интересов (в единстве) :
Направления развития интереса :
• изменение цели (интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам);
• динамики устойчивости (длительность и сохранность);
• широты (многосторонность);
• глубины, динамичности, действенности, содержательной стороны (направленности) интереса.
Средства развития познавательных интересов
В современных технологиях развития дошкольников предусматривается формирование компонентов познавательной деятельности, развитие познавательной активности, становление познавательных интересов у старших дошкольников посредством:
• использования современных информационных технологий в развитии познавательной сферы дошкольников;
• экспериментирования;
• игровой деятельности;
• стимулирования активности в рамках реализации проблемно-игровых технологий и технологии развивающего обучения;
• использования знаково-символических средств;
• методов ТРИЗ-технологии.
Для оптимизации процесса развития познавательных интересов дошкольников необходимо создание следующих педагогических условий:
• отбор целесообразного для решения образовательных задач, доступного и интересного для современных дошкольников содержания;
• определение направлений согласования стихийного (получаемого в семье, через общение со сверстниками, вне стен детского сада) и целенаправленно формируемого познавательного опыта;
• единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащения представлений, совершенствования познавательных умений и способностей;
• развитие в единстве когнитивных, эмоциональных, волевых и творческих компонентов интереса;
• соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе непосредственно образовательной деятельности и совместной со взрослым деятельности, что позволит создать ситуацию «ближайшего развития» и «развивающей интриги»;
• вариативность используемых методов и приемов активизации интереса и изменение стратегии содержательного общения педагога с детьми (ориентированность на расширение кругозора, развитие критичности и системности мышления, освоение исследовательских умений);
• «погружение» детей в процесс познания мира посредством веера различных дидактических средств (развивающих игр, познавательной литературы, информационных ресурсов, организации экскурсионных выездов (в музеи, выставки, галереи, библиотеки, театры, привлечения других заинтересованных субъектов (педагогов дополнительного образования, музейный педагогов) к данному процессу;
• включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развития умений ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы и достигать успехов в познании;
• формирование позиции субъекта_исследовательской_деятельности;
• активизация творческих проявлений, инициативы, самостоятельности, предпочтений, проявления индивидуальности;
• насыщение предметно-развивающей среды материалами, предметами, обеспечивающими инициирование интереса к познанию мира, а также активизирующими творческую и исследовательскую деятельность детей.