Наталия Шехматова
Структура оздоровительной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Структура оздоровительной работы
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны (данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях). Остро эта задача стоит и в дошкольных учреждениях. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одной из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание.
Публикация «Структура оздоровительной работы» размещена в разделах
Наш педагогический коллектив разработал свою адаптированную к нашим условиям программу «Здоровье». Именно разработка этой программы привела коллектив детского сада к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере не только физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, актуализации внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль – вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение.
Задачи программы «Здоровье»:
1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.
2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
3. Воспитывать в детях, сотрудниках, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
4. Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, футбол, волейбол, ритмика).
5. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
6. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.
7. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
8. Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации к здоровому образу жизни, поведенческих навыков здорового образа жизни.
9. Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Для реализации задач, намеченных программой «Здоровье», в ДОУ созданы следующие условия:
– имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, гимнастическая стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, нестандартное оборудование для «игровых дорожек», оборудование для вестибулярного аппарата («диски здоровья», мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
– спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием: «ямой» для прыжков в длину, «полосой препятствий» для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном;
– имеется картотека подвижных игр (шапочки и другие атрибуты к ним);
– в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
– на территории детского сада имеется «экологическая тропа», где дети отдыхают, проводятся экологические занятия, праздники в увлекательной форме, экологические развлечения. На «тропе» дети наблюдают за животным миром, ухаживают за растениями, проводят опытническую и поисковую деятельность;
– кабинет логопеда (логопункт) для индивидуальной коррекционной работы;
– в группах имеются зоны уединения для снятия эмоционального напряжения.
Формы и методы оздоровления детей
№1
Формы и методы Обеспечение здорового ритма жизни
Содержание щадящий режим (адаптационный период)
гибкий режим
организация микроклимата и стиля жизни группы
Контингент детей Все группы
№2 Формы и методы Физическое развитие
Содержание*утренняя гимнастика
*физкультурно-оздоровительные занятия Контингент детей Все группы
*подвижные и динамичные игры Контингент детей Все группы
*профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, профилактика плоскостопия т. д.)Контингент детей Все группы
*спортивные игры Контингент детей
Средняя, старшая подготовительная к школе группы
*занятия аэробикой Контингент детей
Средняя, старшая подготовительная к школе группы
№3Формы и методы Гигиенические и водные процедуры - умывание
Содержание
- мытье рук по локоть
- игры с водой и песком
- обеспечение чистоты окружающей среды
Контингент детей Все группы
№4Формы и методы Свето-воздушные ванны • проветривание помещений сквозное
Содержание
• сон при открытых фрамугах
• прогулки на свежем воздухе 2 раза в день
• обеспечение температурного режима и чистоты воздуха
Контингент детей Все группы
№5Формы и методы Активный отдых
Содержание
*развлечения и праздники
*игры и забавы
*дни здоровья
*детский туризм
*каникулы
Контингент детей Все группы
№6Формы и методы Свето и цветотерапия
Содержание обеспечение светового режима
цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса Контингент детей Все группы
№7Формы и методы Музтерапия
Содержание
- музыкальное сопровождение режимных моментов
- музыкальное сопровождение занятий
- музыкальная и театрализованная деятельность
Контингент детей Все группы
№8Формы и методы Аутотренинг и психогимнастика
Содержание
*игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
*игры - тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний
*психогимнастика
Контингент детей Группы раннего возраста
Ср., ст., подг. группы
№10Формы и методы Спецзакаливание
Содержание
босохождение
игровой массаж
обширное умывание
дыхательная гимнастика
Контингент детей Все группы
№11Формы и методы Стимулирующая терапия
Содержание
сеансы фитоаэроионизации
поливитамины
«Живая вода» (полоскание горла и полости рта соленой водой)
чесночные медальоны и лимонно-чесночная настойка
витаминизация третьего блюда
Контингент детей Все группы
№12Формы и методы Пропаганда ЗОЖ
Содержание
организация консультаций, бесед;
проведение специальных занятий, дней открытых дверей, родительских собраний
Контингент детей
Все группы